В чём секрет феноменальной популярности Битлз

Хакнем История

Или стоит ли их вклад считать переоцененным?

Психоделическая иллюстрация группы The Beatles во время выступления

Появились публикации, что британская рок-группа Битлз сильно переоценена. Не будем уточнять, что можно понимать под термином «переоценка», а просто обсудим какой вклад внесли Битлз в превращение рок-музыки из музыки уличных музыкантов в высокое искусство. Кратко о себе: интересуюсь рок-музыкой со второй половины 1960-х, а в студенческие года даже читал лекции для ровесников на рок-музыкальные темы.

Я считаю, что успех Битлз — это сочетание как таланта самих музыкантов, так и цепочки случайностей-везений, без которых редко в жизни случается что-то значимое.

Насчёт таланта и сольной карьеры участников

На счёт таланта нет смысла останавливаться подробно. Да, иногда удачно раскручивали посредственных артистов, но надолго их не хватало и о них обычно быстро забывали. А из участников Битлз даже барабанщик Ринго записал 16 сольных альбомов плюс синглы, концертники, сборники и участие в записях 31 альбома других исполнителей. А уж таланты Джона, Пола и Джорджа и так признаны как многочисленными поклонниками, так и профессиональными специалистами.

А насчёт случайностей в жизни, повлиявших на её ход, могу поделиться и личным опытом. Таких было несколько в моей жизни, и они радикально повлияли на последующие события. Но о Битлз поговорить интереснее.

Я не являюсь специалистом по битломании, просто делюсь своими наблюдениями, которые вряд ли могут претендовать на полноту. Сама встреча в одной группе сразу четырех талантов уже уникальный факт. Даже трое очень талантливых музыкантов в одной группе большая редкость, а тут сразу четверо! А начать хотелось с записи в Гамбурге с певцом Тони Шериданом.

Первые студийные записи в Гамбурге

Тогда было обычной практикой, что певец приезжал на гастроли или делал запись на студии, а ему в целях экономии приглашали подыгрывать местных музыкантов. Тогда Битлз подрабатывали в Гамбурге, играя в ночном клубе. Записи были сделаны на студии “Полидор” в течение трёх дней 22, 23 и 24 июня 1961 г. На первую они приехали после 7-часового выступления в клубе. По одной версии Битлз заплатили 300 марок, по другой в качестве гонорара договорились записать их собственные песни — одну “Ain’t She Sweet” с вокалом Джона и инструментал “Cry For A Shadow” авторства дуэта Леннон-Харрисон. Надо отметить, что эти версии не противоречат друг другу.

Тони Шеридан в кожаной куртке с гитарой
Тони Шеридан.
Хотя у них был большой рабочий потенциал, никто этого не знал, только Господь. Не работай я тогда в Гамбурге и не приди они ко мне на подпевки, не было бы у них такого опыта и школы для завоевания человеческих сердец. Ведь, откровенно говоря, в самом начале своей карьеры они были полным дерьмом! Когда мы работали с ними, у меня не было каких-то особых чувств по отношению к ребятам. Мы все были одинаковыми — прически на бриолине, джинсы, кожанки. Сообщество маргиналов.

Тони Шеридан

Встреча с Брайеном Эпстайном

Из этой сессии был выпущен сингл с песней My Bonnie (Моя милая), который помог познакомить музыкантов с их будущим менеджером. У Брайена Эпштейна, работающего тогда в магазине грампластинок, стали спрашивать эту запись. Девушки, работающие в магазине, подсказали, что группа не только британская, но даже ливерпульская, и выступает в клубе поблизости. Брайен сходил в этот клуб и Битлз его заинтересовали. Опять им повезло. Не важно, действительно ли Эпштейн распознал их талант или ему просто захотелось не только распространять пластинки. Важно, что он всерьёз занялся продвижением группы.

После многочисленных попыток ему удалось договориться о прослушивании на фирме Дэкка, но оно прошло неудачно. Оно состоялось 1 января (в Британии этот день в 1960-е был рабочим), состояние у работников после празднования Нового года было далеко не самое рабочее. Битлз предложили исполнить песни популярных артисток, а не собственные. Из 15 песен только 3 были их авторства, причём не самые удачные. Исполняя кавер-версии, сложно соревноваться с известными исполнителями. Обстановка была очень непривычной и играть пришлось не на собственных инструментах, а на принадлежащих студии, якобы более качественных. Всё это было серьёзной ошибкой студии. Запись получилась очень далекой от совершенства, и им отказали в сотрудничестве. Их студийная неопытность была слышна практически в каждой ноте, в вокале, в умении держать ритм, в гитарных партиях. Но на самом деле этот отказ обернулся удачей. Скорее всего на Декка выпустили бы с Битлз несколько посредственных записей и этим бы ограничились. И будущее группы было бы очень туманным.

Участники группы Битлз с Питом Бэстом в кожаных костюмах в начале 60-х годов, перед судьбоносным прослушиванием на студии Decca
Битлз с Питом Бэстом в кожаных костюмах перед записью на Декка.

Продюсер, ставший пятым Битлом

Брайен и Битлз продолжили поиски студии, и они привели их на скромный филиал корпорации EMI «Парлафон». В то время «Парлофон» смотрелся бедный родственник в сравнении с такими крупными филиалами EMI. Там очень нуждалась в новинках для раскрутки, а их продюсер Джордж Мартин был ещё и музыкантом, выпускником консерватории по классу фортепиано. Опять-таки не так важно, распознал ли он талант молодых музыкантов или просто ему стало интересно попробовать поработать с ними. Везение было в том, что профессионал всерьёз занялся совершенствованием их звучания.

В то время элитой в популярной музыке были джазмены, а такие как Битлз обычно котировались на уровне уличных музыкантов. С такими часто стремились записать музыку сразу на мастер-диск без дублей или сделать их минимальное количество в течение одного дня. Роллинг Стоунс, которых Дэкке удалось заполучить после глупого фиаско с Битлз, остались недовольны работой там. Хотя им стали платить даже больше, чем Битлз в “Парлофоне”. Для менеджеров, продюсеров и звукорежиссеров музыканты оставались подневольными работниками. Им указывали, что делать, как играть и как петь, не интересуясь, чего хотят они сами. Порвав с Дэкка и организовав собственную студию, Роллинги получили команду единомышленников, где уже они сами руководили процессом записи и высказывали пожелания, как они хотят, чтобы звучала их музыка.

Мартин поначалу хотел выделить в группе солиста и сделать его звездой подобно Элвису Пресли или Томми Стилю. И Леннон, и Маккартни обладали неплохим вокалом, так что продюсер не знал, кого выбрать. В результате он пришёл к несколько неожиданному решению: петь в группе будут все, в том числе и барабанщик.

Джордж Мартин за пультом звукозаписи в студии
Джордж Мартин — продюсер, сыгравший ключевую роль в становлении звучания Битлз.

Джорджу Мартину удалось очень многому научить Битлз: показал им как надо позиционировать смысл песни и как использовать микрофоны, чтобы лучше артикулировать их пение. Потом эти навыки шлифовались. О песне “Love Me Do” известно, что её записали с 3 разными барабанщиками, в том числе с Бэстом и Старром. Всего было сделано более 30 дублей, что для того времени было неслыханно. При записи других песен дублей наверняка тоже сделали немало. Но продюсер, как профессиональный музыкант, понимал, что качественная музыка требует большого труда. Фактически для музыкантов он стал 5 членом группы, а не надменным начальником. И они всегда с теплотой вспоминали о нём.

Битлз с продюсером Джорджем Мартиным на студии звукозаписи
Джордж Мартин и участники группы Битлз в студии: творческий процесс, ставший частью музыкальной революции.

Как мы знаем, этот труд не был напрасным, а результат оказался впечатляющим.

Первые успехи

Битлз в классических костюмах на пике популярности
В таких костюмах Битлз выглядят привлекательнее, именно такими мы их знаем.

Был заключен контракт сроком на один год, в течение которого планировалось выпустить 4 сингла. Уже первый из них “Love Me Do” достиг 17 места в одном из хит-парадов, что было большим успехом для начинающих музsкантов. 2-й “Please Please Me” уже поднялся до 1-2 мест, а 3-й “From Me To You” устойчиво занят первые места. Популярность группы стремительно росла не только благодаря выпускаемым синглам, но и концертным выступлениям. На долгоиграющий альбом (диск-гигант) число предварительных заказов превысило полмиллиона, часть тиража пришлось размещать на заводах Дэкка. Оттуда Битлз пригласили к сотрудничеству, но теперь уже сам квартет от него отказался.

Вышедший альбом на полгода возглавил хит-парады. В августе 1963 года The Beatles выпустили свой четвёртый сингл “She Loves You” с которого началось явление, получившее название «Битломания».

В чём секрет феноменальной популярности Битлз

Подведем предварительный итог, из чего сложился успех Битлз. Каждый из участников Битлз оказался талантливым музыкантом. Даже барабанщик, чей инструмент обычно считался самым непрестижным в коллективе. Большой труд в шлифовке своих музыкальных произведений. И целая последовательность везений, из который главное — работа с Джорджем Мартином. Но не только это…

Продолжение следует

Приложение

Историческая рыночная экономика

Уважаемы читатели. Вашему вниманию предлагается сборник текстов, публиковавшихся на канале «Хакнем» о развитии экономических отношений от доисторических времен до античности. Книгу можно скачать по ссылке

Что почитать:

Читайте также:

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий