О череде аварий в системе ЖКХ не написал разве что ленивый. Тем не менее эта тема вскрыла массу проблем, решение которых назрело как никогда остро. По крайней мере речь не идёт о единичных случаях. Достаточно перечислить географию городов, которых коснулась волна аварий, связанных с подачей тепла и электричества.
Так в Новосибирске отсутствие тепла было зафиксировано в 237 домах. В Волгограде коммунальные аварии случились в 223 строениях. Одна треть Омской области осталась не только без теплоснабжения, но и без электричества. Особо отметилась Московская область, в которой «прогремел» Подольск.
Парадоксально, что накануне масштабной аварии, оставившей без отопления 176 домов, Подольск был отмечен как город, особо эффективно управляющий ресурсами. Теперь же после случившегося на решение проблемы в области ЖКХ потребуются миллиарды. Сюда можно также добавить подмосковные Химки, Красногорск, Югру и Солнечногорск, где без тепла остались не только жилые дома, но и школы, больницы и детсады.
Не осталась в стороне и Москва, вернее ЖК Тушино, где прорвало трубы. Наконец, цифры по стране говорят сами за себя: только с конца декабря за первую неделю января Минстроем РФ в системе ЖКХ была зафиксирована тысяча с лишним аварий.
Распад ЖКХ и факторы риска
Тема не новая, но проблема достигла своего апогея именно сейчас. Можно смело говорить о настоящей цепной реакции в системе отопления ЖКХ. Тем не менее основных факторов, которые повлияли на вывод из строя теплоснабжения, всего несколько. В первую очередь это коснулось котельных, которые снабжают теплом сотни домов.
Оказалось, что старых бойлерных, построенных ещё в советское время, гораздо больше нежели новых. Конечно, никакое оборудование не вечно, тем более в котельных, которые эксплуатируют его на износ. Примечательно другое: деньги на поддержание котельных в рабочем состоянии выделяются ежегодно. Вот только куда они деваются?
Наверное, не стоит говорить о том, что расходы в системах ЖКХ более чем непрозрачны. Поэтому неудивительно, что оборудование котельных оказалось в столь плачевном состоянии. И не только потому, что оно отслужило свой срок. Просто им никто не занимался.
Имеется также другой, не менее существенный фактор, который привёл котельные в ненадлежащий вид. Оказалось, что подавляющее большинство бойлерных находится в частных руках. Что вполне закономерно. В лихие 90-е они приватизировались наряду с заводами и военными предприятиями. Один из ярких примеров — котельная в Подольске, которая находится на территории Климовского патронного завода. Если б не авария, оставившая без тепла десятки тысяч людей в 25-градусные морозы, то многие подробности просто остались тайной за семью печатями.
В итоге выяснилось, что завод вместе с котельной принадлежит частным владельцам. Вот только кому — в точности неизвестно. По поводу подозреваемых существует несколько версий: от «неизвестного», проживающего в Латинской Америке до Потанина и Фридмана. Также имеется другое соображение. Как правило подобный бизнес контролируется силовиками, которые уйдя в отставку, его обычно оставляют себе. Может быть по этой причине имена владельцев не раскрываются?
Вполне естественно, что бойлерная осталась без присмотра: ведь дохода она не приносит, а головной боли от неё предостаточно. Поэтому основное внимание частника было сосредоточено на продукции завода, а про модернизацию котельной речь вообще не шла.
Решение проблемы: может взять и отобрать?
Сегодня Климовскую котельную в Подольске решили национализировать, что правильно. Естественно, вместе с заводом. В этом случае возникает следующий вопрос: за чей счёт будет осуществляться ремонт котельной? То ли это будут бюджетные средства, то ли взыщут расходы с владельцев предприятия. Судя по тому, что имена владельцев остаются неизвестными, отвечать за все придётся государству.
При этом крайними оказались замглавы Климовска и директор котельной, которые задержаны. Юридически вроде бы всё верно, в аварии виноват именно директор бойлерной. С другой стороны, а что он мог в этом случае сделать? Разве что починить оборудование за свой счёт или уволиться.
Остаётся добавить, что подобный случай далеко не единичный. Поэтому сам собой возникает вопрос: сколько подобных котельных находится в частном владении и кто несёт ответственность за их техническое состояние? А также далеко ли проживают их хозяева и где лежат их деньги, которые можно взыскать в случае возникновения аварийной ситуации?
Понятно, что ревизии в этом случае должны проводиться систематически. Понятно, что необходимы превентивные меры. И наказывать надо всё-таки не стрелочников, а владельцев.
А что с новыми котельными?
Ещё одна проблема связана с относительно новыми котельными. Ни для кого не секрет, что в стране наблюдается строительный бум. Жилищные комплексы растут как грибы. Вот только с котельными опять проблема. Как правило застройщики заинтересованы в сдаче в эксплуатацию жилья, которое приносит моментальную прибыль. А вот о котельных мало кто заботится.
Чаще всего отстроенные ЖК подключают к уже имеющимся котельным. Естественно, нагрузка на них возрастает в разы и оборудование её просто не выдерживает. Так что даже новые котельные подвержены рискам. Для обслуживания жилых массивов их просто не хватает, в то время как «человейники» всё строятся и строятся.
В любом случае хотелось бы, чтобы застройщики научились элементарно считать и учитывать инфраструктуру. А не думать лишь о собственной выгоде. Иначе в голову невольно лезут мысли о бомбе замедленного действия и не дай бог о запланированной диверсии.
Куда подевался министр строительства и ЖКХ?
Наконец, вспомнили о том, кто должен нести ответственность за состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Спикер Госдумы Вячеслав Володин не только раскритиковал ведомство вице-премьера Марата Файзуллина, но и предложил национализировать предприятия ЖКХ.
К этому шагу подтолкнули не только систематические аварии на тепло- и электросетях, но и состояние ТЭЦ и ГРЭС, которое оставляет желать лучшего. При этом ответственность в сфере ЖКХ целиком и полностью лежит на профильном министерстве, которое может её распределить между ведомствами регионального и муниципального уровня.
Так куда же подевался министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин? Казалось бы аварии, которые случаются практически ежегодно, должны были побудить министра забить тревогу и обратиться в Госдуму со своими предложениями по решению проблем. А их всё нет и нет.
В этой связи министра Файзуллина пригласили в парламент с тем, чтобы наконец решить проблемы ЖКХ и навести порядок в этой сфере. В итоге на пленарном заседании нижней палаты парламента пришли к выводу о том, что национализировать предприятия ЖКХ в случае неразрешимых проблем просто необходимо.
А что думаете вы, дорогие читатели, по этому поводу? Насколько разрешима проблема ЖКХ и не пора ли национализировать предприятия этого хозяйства?
Читайте также:
Совсем расслабились товарищи коммерсанты-коммунальщики! Надо их срочно всех в чувство привести.