Можно сказать, что вот наконец-то искусственный разум добрался до медицины, тем более что инициатива его внедрения в систему здравоохранения принадлежит не кому-нибудь, а всемогущему СБЕРу. В общем на первый взгляд ничего удивительного: мы привыкли внедрять всё самое передовое в самые различные области, не заботясь при этом о рисках и последствиях.

Прежде всего стоит учесть, что единого мнения о всемогуществе и безопасности ИИ до сих пор не существует. Впрочем, для СБЕРа внедрение АI в область здравоохранения представляет безусловное благо. Ну а в качестве аргументов приводятся следующие доводы:
- Использование возможностей ИИ уже включено в общенациональную стратегию развития АI до 2030 года и медицина здесь не исключение;
- Применение ИИ активно ведётся в разработке новых препаратов, а также в процессе анализа медицинских снимков и медкарт;
- Помощь ИИ в диагностике и роботизированных хирургических процессов — следующий шаг в применении AI.
Заметьте, что всё уже предопределено, потому что неоспоримая польза ИИ для системы здравоохранения давно доказана. Но СБЕР не был бы самим собой, если б не упомянул также о пользе нейросетей в области бизнеса от здравоохранения.
О пользе ИИ для бизнес-процессов в здравоохранении
И опять же только о пользе. При этом будущее госучреждений и частных клиник, использующих АI в области управления, предстаёт в радужном свете преимущественно для персонала, но никак не для пациентов. Как вам понравится, например, такое направление как «приложение для самодиагностики пациентов»? То есть фигура врача просто выпадает из процесса: получается, что здоровье пациента становится делом рук самого пациента.

Или разработка-шпаргалка для врачей, которая поможет им в установлении анамнеза пациентов. Получается, что определение диагноза и лечения перепоручается ИИ, «мнение» которого по-своему ограждает врача от ответственности.
Отдельная разработка будет посвящена применению медоборудования, которое используется при диагностике и хирургическом вмешательстве для достижения большей точности результатов. На первый взгляд всё направлено на улучшение процесса.
И всё бы ничего, если б не явно механический характер всех этих нововведений, за которым угадывается в первую очередь шаблонность мышления и действий. Под видом преимуществ ИИ явно вводятся очередные методички, которые в итоге заменят такие ценные качества как наработанный опыт медика-специалиста и его субъективное мнение по части интуиции, нередко граничащей с прозорливостью.
О реальной ценности ИИ для медицины
Действительно, помимо крайностей, которыми может обрасти область здравоохранения при необдуманном применении искусственного интеллекта, стоит привести неоспоримо сильные стороны AI, которыми он не только обладает, но и не будет представлять угроз для медицинской отрасли.
Безусловно, ИИ не способен заменить людей в белых халатах, а стать инструментом в их руках вполне может. Пока областей эффективного применения АI в медицине не так уж и много, это:
- Помощь в ведении медицинской документации, которая представляет собой нудный, рутинный процесс и вполне поддаётся автоматизации;
- Поддержка в диагностике на основе алгоритмов, помогающих точнее расшифровывать рентгеновские снимки, а также МРТ и КТ;
- Участие в персонализации данных о пациенте на основе его генетической наследственности и образа жизни в соотношении с обще статистическими данными.
Чего не сможет «освоить» ИИ?
К счастью, искусственный интеллект пока остаётся не самостоятельной и даже замкнутой системой. Во-первых, он зависит от заложенных в него данных, а также от способов обучения, которые формируют его возможности. При этом АI вполне может давать сбои и показывать неверные результаты в силу неполных или предвзятых данных.
Также не стоит сбрасывать со счетов так называемый человеческий фактор: личный контакт с врачом порой играет решающую роль в создании у пациента ощущения защищённости и уверенности в борьбе с недугом.

Никакая беседа с машинным разумом не заменит того сочувствия и эмпатии, которые способен дать живой человек. Иными словами, подверженность тому или иному заболеванию нередко идёт рука об руку с психоэмоциональным состоянием пациента, уловить которое ИИ не в силах.
Ещё один немаловажный аспект — это защита личных данных, до которой ИИ нет никакого дела: он оперирует всей доступной ему информацией, не заморачиваясь о нравственной и моральной стороне при её использовании.
Наконец, нештатные ситуации, которые часто возникают в медицине и которые невозможно предусмотреть. Что уж говорить о том, чтобы обучить выходу из них ИИ. А решаются они как правило благодаря таким качествам как интуиция и нестандартный творческий подход.
Медицина будущего — технологии+человечность

Пожалуй, такой образ медицины будущего кажется наиболее приемлемым. Скорее всего он будет лепиться из сбалансированного сотрудничества квалифицированных специалистов и искусственного интеллекта, где последний будет служить всего лишь эффективным инструментов в их умелых руках. Одно дело — облегчение технологических процессов в медицине, и совсем другое её научная составляющая.
Возвращаясь к началу разговора о готовности поручить заботу о своём здоровье ИИ, остаётся добавить, что пока подобная замена медперсонала цифровыми помощниками явно неравноценна. Более того она не обоснована и небезопасна, как бы того не хотелось чиновникам от медицины.
Конечный результат лечения всё равно останется за специалистом, которому придётся принимать решение и нести ответственность за весь лечебный процесс.
А что думаете вы, дорогие читатели, о цифровых помощниках, с которыми сталкиваешься все чаще практически во всех областях человеческой жизнедеятельности и нередко чувствуешь себя абсолютно беспомощным перед «непониманием» со стороны нейросети?
Читайте также: