- Зачем мы живём? Краеугольные камни человеческих сообществ
- Хомуты как катализатор экономического роста: от средневековой Европы к капитализму
- Расцвет материального благополучия — потребность в новой морали для нового общества
- Эволюция христианства: бюрократизация церкви
- Католическая церковь в огне критики: наука, торговля и книгопечатание
- Артиллерия: богиня войны, требующая жертв
- Рождение национальных государств: налоги, армия и логистика
- Национальное государство в тисках капитализма: религия как спасительный выход?
- Реформация: от тезисов на заборе до государственной религии
- Реформация: труд как призвание и конец церковной торговли индульгенциями
- Как кальвинизм стимулировал экономическое развитие
Зачем мы живём? Краеугольные камни человеческих сообществ
Задумывались ли вы когда-либо о том в чём смысл, цель жизни. Надеюсь, что да. Ведь только люди, которые выживают, а не живут — не имеют ни времени, ни сил задуматься зачем они это делают. Впрочем знаю немало тех кто, в силу своей душевной лени, прекрасно прожили без этой обузы. С другой стороны известны мне и люди, которые умирали от того, что жизнь теряла для них смысл.
Поскольку любое человеческое сообщество состоит из людей, наличие у его членов согласия о целях, которые нужно достичь и общественного согласия о опасностях (врагах), мешающих эти цели достигнуть, является двумя главными условиями существования.
Иными словами для того, чтобы люди согласились с существованием общества, оно должно иметь смысл и обеспечивать безопасность своих членов.
И здесь совершенно не важна ни фактическая возможность достижения целей, ни реальность опасностей. На протяжении всей истории человечества люди сформировали множество наборов целей и опасностей. Как религиозно-философских (индуизм, христианство, ислам и т. д.) так и философско-религиозных (конфуцианство, буддизм, марксизм и т. п.).
Эти две основные функции человеческих сообществ — происходят из природной потребности человека в самоидентификации, в желании ощутить себя частью чего-то большого — общества (семьи, клана, общины, народа, нации и т. д.). Общности с людьми, имеющими общие цели и защищающихся от общих опасностей.
В желании найти свой “дом”, где он будет понят, принят и защищён.
Любая человеческая деятельность, не имеющая общественно-необходимой цели (экономическая, военная, политическая) — лишена смысла. Нормальный человек не будет богатеть ради богатства, убивать ради убийства и даже рваться к власти ради самой власти.
Но и наборы целей и опасностей не являются ни “сферическими конями”, ни чем-то данным раз и навсегда. Появление новых военных, экономических или политических технологий делает “старые” цели и опасности — неактуальными, и вызывает необходимость их ревизии или замены.
Хомуты как катализатор экономического роста: от средневековой Европы к капитализму
О том, как это происходит предлагаю разобраться на примере того, что принято именовать “протестантской этикой”.
Появление в 12 веке в Европе конских хомутов произвело революцию в сухопутной логистике. До этого объём торговли в Европе был ничтожен. Торговали исключительно предметами роскоши, товарами имеющими высокую цену при небольшом размере и весе.
Использование хомутов, вместо ошейников и упряжи с грудным ремнём, особенно в сочетании с подковой, более чем в три раза увеличивало “производительность лошадиного труда”. Позволило использовать тяжёлый плуг и как следствие производить больше продовольствия. При этом транспортировка избытков продовольствия для продажи становилась экономически целесообразной. Пара лошадей, запряжённых старой упряжью могла тянуть повозку весом 400 кг, а с использованием хомутов до полутора тонн.
Больше всего выиграли государства северной и очень северной Европы. Наличие в них одновременно условий, как для земледелия, так и для выпаса скота позволяло не только обрабатывать больше земли, но и удобрять её. Рост товарного производства увеличил объём торговли, что неизбежно привело к появлению в Европе капитализма (во Фландрии в 13 веке).
Расцвет материального благополучия — потребность в новой морали для нового общества
Увеличение производительности зерна вытесняло людей из деревни в город. Горожане, производя предметы роскоши и обслуживая потребность “элит” к демонстративному потреблению, имели лучшие материальные условия, чем те кто производил продовольствие.
Навигационная революция (14 век), сделала возможными океанские плавания, что в сочетании с ростом городского населения привело к появлению мануфактур. Разделение труда и как следствие товарное производство, стало выгодным.
С 15 века начинается ”съедение овцами“ людей в Англии. Прежняя ткань общества была разорвана.
Сатанинская мельница капитализма стремительно превращала людей в обезличенные человеческие массы. В трудах Маркса, Диккенса, Гюго мы находим описание абсолютной нищеты и безысходности. Однако объективные данные показывают, что капитализм, как ему и положено, улучшал материальное положение людей. Производилось больше еды, более доступными становились одежда и обувь. Но жизнь людей потеряла смысл. Потеряли смысл старые цели существования. Старые угрозы перестали казаться угрозами.
Наиболее сильно ощущался духовный вакуум там, где торгово-рыночные отношения, всегда разрушающие человеческие связи между людьми, развивались наиболее успешно. В тот момент это происходило в странах северной Европы.
Для самоидентификации людям необходимы были новые цели и новые угрозы. Необходимо было новое общество с новой моралью.
Эволюция христианства: бюрократизация церкви
Всякий раз когда людям становится необходимо новое общество и новая мораль — они черпают материал для их создания из того опыта, который им доступен, из тех практик, которые вызывали их уважение.
Сложно представить, чтобы жители Европы могли использовать кланово-буддистский опыт, который в своё время поможет Японии. Или жгучую конфуцианско-марксистскую смесь, которую возьмёт на вооружение Китай.
В распоряжении европейцев было христианство. Конечно, это было не то самое христианство, которому учил Христос. То учение давало цели и защиту среднему классу народов, покорённых римской империей. С тех пор христианство прошло долгий путь до государственной религии империи, а потом его католическая ветвь и до роли “всемирного” надгосударственного морального арбитра.
Разумеется для того, чтобы соответствовать всем этапам развития мира и своего места в нём, христианство должно было изменяться. И к 16 веку оно изменилось настолько, что цитирование строк из Евангелия могло восприниматься как дискредитация церкви. Фактически церковь выродилась в бюрократию. А бюрократии, которой больше тысячи лет — сложно изменяться, даже если она религиозная бюрократия. Тем более, что необходимость таких изменений больше всего ощущалась на окраинах католического мира. Чем дальше от столицы, тем чиновники толще (тупее, наглее и ленивее).
Ситуация, сложившаяся в северной Европе к концу 16 века требовала революционных изменений, потребовать которые у центра (Рима) местные чиновники-попы не могли в силу отсутствия авторитета, а осуществить сами не имели ни способностей, ни желания.
Католическая церковь в огне критики: наука, торговля и книгопечатание
На эту локальную проблему наложились три серьёзных кризиса, которые испытывала католическая церковь в тот момент.
- Развитие науки вступало в неразрешимое противоречие с церковными догмами. Причём с догмами, которые католическая церковь имела глупость освятить своим авторитетом.
- Ещё более серьёзной проблемой стало вовлечение церкви в торговлю. И тут самой мерзкой была даже не продажа, под видом индульгенций того, что попам не принадлежало — добродетели умерших людей. А сам факт торговли. Ведь Христос, изгонявший торговцев из храма чётко понимал — ничто так не разобщает людей не делает их врагами, как торговля. Вместо того, чтобы объединить христиан, церковь сняла между ними вражду.
- Ну и открытие книгопечатания. С 1440 по 1500 год в Европе напечатано 20 миллионов книг при населении 70 миллионов. Это сделало проблемы католической церкви достоянием достаточно широкой публики.
Однако проблемы негров (простых людей), это не проблемы европейских (или каких угодно других) шерифов. У политических и военных элит севера Европы возникли свои проблемы, требующие решения. Увеличившийся, благодаря появлению хомутов, объём торговли привёл к тому, что караваны вместе с пряностями привезли с востока в Европу революцию в военном деле.
Артиллерия: богиня войны, требующая жертв
В середине 14 века в Европе узнают о порохе. Начинается создание огнестрельного оружия. При этом если стрелковое оружие было зачастую дорогой экзотикой, мало на что влияющей в бою, то артиллерия быстро стала серьёзным аргументом, богиней войны. А как вы знаете: без богини и бог не бог, и царь не царь.
Артиллерия, как и любая богиня, требует серьёзных материальных затрат, чтобы её заполучить, но ещё больших, чтобы её содержать (это вам любой имевший дело с богинями подтвердит). А глава феодального государства — это лишь первый среди равных. Финансирование государственных расходов в мирное время, осуществлялось им на доходы от его личных владений, продажи должностей и титулов и взяток за принятие правовых решений. Налоги могли вводиться только на время войны. Но артиллерия требовала постоянного ухода, защиты и обновления.
Артиллерия сделала необходимой замену феодального ополчения — регулярной армией. На смену владельцев частных военных компаний-феодалов, приходили государственные служащие.
Но ни содержать регулярную армию, на личные доходы главы феодального государства, ни комплектовать её только из личных подданных, правитель был не в состоянии. В государствах началось введение постоянных налогов и рекрутского набора.
Рождение национальных государств: налоги, армия и логистика
Хотите создать из отдельных людей социальную группу (общество)? Начните их “бить” (что-то отнимать, чего-то лишать) по одной и той же причине.
Государство, облагая налогом и воинской повинностью, забирая у людей плоды их труда и детей только потому, что они живут в нём, порождает в них национальное самосознание. И как следствие происходит появление национальных государств. При этом и существование таких государств, и появление регулярной армии, и широкое распространение артиллерии было бы невозможно без революции в логистике, вызванной появлением конских хомутов и кораблей, ходящих по океану.
Перед правителями и элитой национальных государств, по мере их развития, всё сильнее вставала необходимость решения нескольких задач. Для нормального государственного развития было необходимо, чтобы все источники государственной власти, включая идеологию и экономику исходили только с его территории. Регулярная армия не могла ни комплектоваться, ни управляться, людьми мыслящими рыночными, а тем более капиталистическими категориями — категориями личной выгоды. Невозможно существование боеспособной армии и особенно флота, в котором каждый из военнослужащих рассматривает сослуживцев как врагов и конкурентов.
Национальное государство в тисках капитализма: религия как спасительный выход?
Армия — это всегда немного социализм. Национальному государству, порождённому регулярной армией нужна была экономика, служащая именно его национальным интересам, а не законам рынка. Экономики (почти в трактовке Аристотеля, служащей удовлетворению потребностей государства и армии) — было необходимо отделение от хрематистики (накоплении богатства как самоцели, как сверхзадачи, как поклонение прибыли).
Хрематистика лишала государство ресурсов необходимых для развития. Политическая составляющая, рождающихся национальных государств была слаба, поскольку имела ограниченную общественную поддержку. Переход политики к демократии был ещё невозможен, поскольку для возможности появления сильной демократии — необходима была не просто регулярная армия, а формируемая на принципах всеобщей воинской повинности граждан.
При этом государство нуждалось во всё большем числе чиновников, как военных, так и гражданских, которые будут как можно меньше руководствоваться в своих действиях соображениями личной выгоды.
Получался своего рода тупик.
Капиталисты нуждались в сильном государстве для ведения “честной” конкурентной борьбы. Порождённые, в значительной степени, капитализмом, национальные государства нуждались в ограничении разрушающего любое общество влияния “духа капитализма”. Без такого ограничения, и существование, и особенно развитие национальных государств было проблематичным. При этом их политическая власть, в силу слабости общественной поддержки, была недостаточна для того, чтобы “накинуть поводок” на капитализм. В этой ситуации очевидным выходом было поставить религию на службу государству. Усилив при этом религиозность общества.
Реформация: от тезисов на заборе до государственной религии
31 октября 1517 года Мартин Лютер, размещает свои тезисы на главном портале замковой церкви в Виттенберге. Но даже если бы он исписал все заборы в округе своими идеями — это едва ли что изменило в мировой истории. Люди всегда довольно критически относились к написанному на заборах. Да и читать тогда умели далеко не все. Решающим фактором, сделавшим идеи реформации реальной силой, стало то, что они оказались полезны сначала Фридриху Мудрому, курфюрсту Саксонии, а потом и другим северным правителям.
Немалую роль сыграло и понимание Лютером кто “заказывает его музыку”. Когда его трактат “О свободе христианства” породил крестьянскую войну в Германии 1524-1525 год, Лютер честно отработал свой хлеб, опубликовав послание “Против разбойных кровожадных шаек крестьян”. Его работы позволили национальным государствам взять на себя функции, которые прежде выполняла церковь.
До реформации церковь была важной частью мира, она обеспечивала основные каналы связи с внешним миром христианской цивилизации. Была основным сборщиком налогов, усилителем морали и учителем. Национализация этих функций ускорила рост государств Северной Европы. Но ещё важнее оказалось вытеснение и подмена из “духа капитализма” хрематистики (накопления денег как самоцели) религиозной этикой.
Как правильно заметил ещё Аристотель:
(Аристотель)
Реформация: труд как призвание и конец церковной торговли индульгенциями
Работы М. Лютера и особенно Ж. Кальвина дали экономической деятельности людей религиозную мотивацию. Причём резко направленную против хрематистики. Так в первых кальвенистских общинах банкиров зачастую не допускали до причастия, что ставило их в самый низ социальной иерархии. На один уровень с проститутками и артистами.
Предлагаемые Лютером и Кальвином идеи — встретили столь горячую поддержку масс ещё и потому, что основывались на практиках, пользовавшихся заслуженным уважением в народе. У монаха Лютера это распространённая в католическом монашестве индустрия (лат. трудолюбие). Одним из девизов бенедиктианских монахов было: Laborare est orare (рус. “Трудиться — значит молиться”). С лёгкой руки Лютера, слово Beruf (призвание) от немецкого rufen (звать) стало использоваться и для описания призвания апостолов Христом, и для определения любой трудовой деятельности. Получалось, что, к примеру, мусорщик призван богом, исполнять свою работу, подобно тому как апостол — свою. И вкладывающий душу в своё призвание мусорщик, угоднее богу чем, к примеру, нерадивый апостол, не говоря уж о попах.
В чётком соответствии с Евангелием, и за грехи, и за добрые дела, воздаяние от бога получал тот, кто их совершал. Церковь теряла возможность торговать ”избытком добрых дел”, совершённых праведниками. Ну и желающие заказать “отмаливание” своих грехов у специально обученных людей потеряли такую возможность.
Как кальвинизм стимулировал экономическое развитие
Реформы Лютера позволили государствам Северной Европы получить идеологическую самостоятельность и создали новую мотивацию для экономической, военной и политической деятельности.
Но для тех из них, в которых разрушение общества сатанинской мельницей капитализма зашло слишком далеко — этих реформ было недостаточно. Элитами этих стран оказались востребованы идеи Ж. Кальвина. Этот французский правовед предложил реформировать общество по подобию третьего (мирского) ордена францисканцев. При этом опять же в чётком соответствии с Евангелием — мера праведности человека оценивалась по приносимой им обществу пользе.
Разумеется, чтобы этого достичь, кальвинист должен был вкладывать все силы, все средства в развитие производства, а не в личное потребление. Если для лютеран труд был служением богу, то для кальвинистов — результат труда был мерой служения.
И, разумеется, по мере роста национальных государств, внутренняя логика их развития породила новые системы ценностей и опасностей, принявших эстафету влияния от протестантской этики. Но это уже другая история.
Читайте также: