Чтобы разобраться в том, как может быть устроена современная экономика, стоит начать разговор об этом издалека — с каменного века (каким банальным ни казался бы этот ход мысли). Но сразу же нужно уточнить, что в каменном веке не было экономики в нашем понимании, одной из составляющих которой является материальное производство. Первобытные люди ещё не освоили производящее хозяйство, они потребляли в готовом виде ресурсы, добытые охотой и собирательством, поэтому их хозяйственную деятельность можно было бы называть протоэкономикой.
![Обезьяна-бизнесмен с чемоданом бананов среди других обезьян](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/obezyana-biznesmen-1024x585.jpg)
Обычно считается, что человек отличается от животных способностью изготавливать и применять орудия труда. Но использовать посторонние предметы в своей деятельности способны многие виды млекопитающих, птиц, а также насекомых. Наибольших успехов в этом достигли наши ближайшие родственники — обезьяны. По наблюдениям специалистов, они способны изготавливать десятка два различных орудий труда. Обезьяны могут использовать два твёрдых камня как наковальню и молоток для разбивания орехов, могут изготавливать из веток удочки для добывания вкусных термитов из глубоких ходов термитника и копья для охоты на мелких животных и даже разбивать слоистые камни, чтобы получить подобие ножей для разделывания туш, оставшихся от охоты хищников. Самые простые из этих операций могут совершаться путём простого подражания окружающим, но более сложным матери-обезьяны обычно специально обучают своих детёнышей.
![Предки человека и саблезубый тигр](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/sablezub.jpeg)
Воспользовавшись такими инструментами, обезьяны вскоре бросают их. Так же, по-видимому, поступали и предки человека. Однако со временем на стоянках первобытных людей находят всё больше орудий труда со следами многократного использования. Это свидетельствует о том, что человек начинает лучше представлять себе свои будущие действия, для которых может пригодиться уже имеющийся инструмент. По-видимому, изменения в сознании связаны с развитием языка.
Обретение способности сознательно изготавливать орудия труда и охоты (рубила, каменные топоры и заострённые копья), а также — чего не делают животные — специальные инструменты для изготовления этих орудий было первой технологической революцией в истории человечества. Она дала возможность, во-первых, получать больше высококалорийной пищи. Люди теперь могли эффективнее конкурировать с гиенами и грифами в борьбе за мясо животных, убитых хищниками, а затем и с самими хищниками в охоте за крупными травоядными. И во-вторых, они начали всё дальше и дальше расселяться на новые места обитания, где природные условия могли значительно отличаться от прежних.
![Первобытные люди охотятся на оленей](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/drevnyaya-ohota.jpeg)
То, что позволило первобытным людям успешнее конкурировать за добычу и вообще за своё выживание, можно назвать ускоренной эволюцией (я не претендую на научность этого термина, примем его в качестве временного инструмента в нашем тексте). Эта эволюция человечества, выделившегося из мира природы, основана на способности субъекта изготавливать и использовать предметы, значительно увеличивающие его возможности. Именно она лежит в основе технологического развития и экономических достижений на протяжении всей нашей многотысячелетней истории.
Но главным отличием было то, что…
![Первобытный человек изготавливает орудия труда](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/drevny-chelover.jpeg)
Наши предки стали зависимым от необходимости передавать новым поколениям большой объём негенетической информации, иначе говоря обучать подрастающее поколение изготовлению многих предметов и осваивать другие полезные навыки. Необходимость обучения детенышей из недостатка стала преимуществом перед другими животными, так как человек уже не был запрограммирован стать кем-то, как заяц только зайцем. Заодно развивались и передавались знания и представления об окружающем мире. Если такая возможность нарушалась людские сообщества быстро деградировали.
С точки зрения простого здравого смысла очевидно, что возможность сохранять накопленный опыт и передавать его следующим поколениям должна давать значительный выигрыш в освоении окружающего мира и производстве материальных условий жизни. Но экономисты обычно не обсуждают эту проблему, а значит, для её понимания нужно обратиться к авторам из других областей.
Наш соотечественник философ М.К. Петров исходил из того, что в любом человеческом обществе — даже в первобытном племени, задолго до возникновения цивилизации, письменности и т.д. — массив необходимых знаний, обеспечивающих его существование, весьма велик. Далее он предположил, что этот массив распределяется на множество видов деятельности, каждый из которых может осуществляться одним человеком. И вся эта сложная информация должна передаваться по наследству подобно тому, как передаётся информация генетическая, — таким образом обеспечивается преемственность социальной жизни при смене поколений.
![Первобытный человек с каменным орудием в руках](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/orudie-truda-1024x585.jpg)
М.К. Петров обратил внимание на то, что знания не существуют без способов их «упаковки» и передачи; для системы этих способов им был предложен термин «социокод», подобно тому, как генетически передаваемую информацию принято называть «биокодом».
Социокод можно представить в виде матрицы, каждая ячейка которой — это тот объём знаний, который может усвоить один человек. Индивидуальный объём знаний ограничен объёмом памяти человека и сроком его жизни, но матрица социокода связывает эти ячейки в одно целое.
Возможность передавать необходимую информацию другим поколениям одна из важнейших в любом обществе. В разных типах общественной организации она может осуществляться по-разному. Об этом мы подробно рассказываем в других публикациях.
![Обезьяна-преподаватель учит обезьян использованию бананов](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/bananonomika-1024x585.jpg)
Ну а представления, что труд создал из обезьяны человека является явным упрощением. В одном из кинофильмов мальчик спрашивает, почему не все обезьяны захотели стать людьми. На него можно ответить так. Три миллиона лет назад одни популяции наших общих с обезьянами предков были вынуждены выживать на границе лесов и саванн почти миллион лет, но научились изготавливать орудия охоты и труда. Другие стали осваивать питание плодами и охоту на мелких животных в лесах, где у них не было конкурентов, но перестали развиваться. В результате и сформировалось два разных вида — обезьяны и люди.
Уважаемый читатель, как вы считаете, кому больше повезло — предкам обезьян или людей? Некоторые антропологи считают, что предки наших близких родственников первое время жили почти как при коммунизме. Пока плодов было в избытке…
![Обезьяны едят бананы](https://haknem.ru/wp-content/uploads/2024/05/obezyani-edyat-banan-1024x576.jpeg)
Живут как раю или при коммунизме?
Читайте также:
Слишком уж всё гладко описано. В реальности первобытные люди могли просто выживать как могли, без особых планов на передачу знаний.
Интересно читать, но нужно помнить, что мы не можем точно знать, как происходила эволюция сознания и передача знаний в каменном веке.