Дарить подарки — как защитить себя и общество от разрушительной рыночной зависимости

Хакнем История
Обсуждаем, как первобытное общество, основывалось на экономике подарков и изобилия, в отличие от современной рыночной модели. Автор анализирует, как рыночные отношения могут привести к разрушению общественных связей и предлагает чаще дарить подарки для сохранения человеческих качеств и моральных ценностей.

Рыночное мышление против “дарящего”

Нравится ли вам дарить подарки? А не возникало никогда желания вместо того, чтобы подарить, продать что-то близкому человеку?

Странно, теоретики рыночной экономики уверяют нас, что в каждом человеке живёт рыночный торговец, измеряющий все свои действия исключительно личной выгодой. Бесчеловечность рынка часто оправдывают тем, что стремление к обману в форме неравноценного обмена, является базовым инстинктом, природной потребностью человека.

Истоки рынка пытались найти даже в первобытном обществе. Однако исследования антропологов и археологов показывают: первобытное общество было обществом подарков и изобилия.

Иллюстрация, на которой сравниваются современные рыночные отношения, и обмен подарками в первобытном обществе

Дарение без ожидания немедленной или будущей награды было основной формой обмена. Этот обмен преобладал в человеческих обществах до конца каменного века.

Рыночное мировоззрение формирует всё больше людей, которые приучаются мыслить только в категории “получения личной выгоды” от каждого своего действия. При этом экономика дарения жива и продолжает развиваться. Ежегодно в ней участвуют миллиарды людей во всём мире.

  • учёные зачастую дарят миру свои открытия;
  • программисты создают программы с открытым кодом;
  • миллионы статей википедии созданы и редактируются людьми, не получающими за это вознаграждения.
  • сотни тысяч людей ежегодно бесплатно сдают кровь. Фактически отдают часть себя людям, которые никогда не узнают имени того, кто подарил им возможность жить.

Кроме того у многих народов Океании и аборигенов Австралии объём дарений до сих пор практически равен рыночному обмену. Фанатики рынка, пытаются объяснить действия людей, делающих подарки со своей колокольни. В их интерпретации человек делает подарок для того, чтобы сделать обязанным того кому дарит, предполагая получить щедрый ответный дар.

Рынок порождает наилучшее качество продуктов и наихудшие качества людей

Бартерный (рыночный) обмен возникал в сообществах каменного века только между незнакомцами или потенциальными врагами.

Очевидно доля рыночного обмена отражает степень недоверия и враждебности в обществе.

Такие отношения не очень способствуют сплочению перед лицом внешних угроз. Поэтому членам общества, профессионально занимающимся его защитой — рыцарям, запрещалось заниматься торговлей. И поскольку чужих не жалко, рыночный обмен сначала пришёл на внешние рынки и только намного позже на внутренние и местные.

Жить вне общества могут только боги и животные

Насколько рынок разрушителен для общества, настолько эффективен при решении многих экономических задач. Однако мы живём во время, когда разрушение общества в угоду экономическому росту достигло катастрофических размеров.

Карикатурное изображение общественной зависимости от рынка
Почему и для кого существование общества менее важно, чем экономический рост?

(давайте вместе подумаем над этим вопросом. Свои мысли пишите в комментариях)

Аристотель писал: жить вне общества могут только люди и боги. Рискну дополнить: разрушать общество готовы индивидуумы, считающие себя богами, а остальных животными. Но мне известна ещё одна мыслящая подобным образом категория людей — наркоманы.

Я считаю можно сравнить использование рыночных институтов с использованием сильнодействующих лекарств с эффектом привыкания.

Карикатура показывает людей, поглощенных рыночной зависимостью, и культ рынка как новой религии

Люди страдающие “рыночной зависимостью” и при общении зачастую ведут себя как наркоманы. Как защитить себя и своих близких от такой зависимости, а общество от разрушения?

Чаще делайте подарки друзьям, родственникам, а главное совершенно незнакомым людям. Подарки являются бОльшей ценностью для того, кто их дарит, чем для того, кто их получает. Это то, что помогает человеку оставаться человеком.

Читайте также:

Фото автора Хакнем Павла Аира

Родился в Ленинграде. Как сейчас помню, за окном роддома шёл снег и 1963 год.

После 8 класса пошёл работать на предприятие где трудились родители Сашки Миллера. Но вместо Газпрома, после окончания школы рабочей молодежи, пошёл в армию, из которой вернулся коммунистом, интернационалистом и с огромным любопытством.

Очень мне захотелось знать как и чем живут люди в разных краях моей необъятной родины. Видели бы вы глаза паспортистки когда я пришёл выписываться.

Дальше были три года работы в колхозе, работа на предприятиях нефтехимии, паралельно получил диплом инженера. А тут как раз в Москве случился Майдан и поскольку с китайской пиротехникой не срослось, последнюю надежду на возрождение моей родины расстреляли из танков. А я пошёл разговаривать с автомобилями, поскольку понял что мозгов у них поболее, чем у иных людей, ставших внезапно всего хозяевами. И в какой-то момент один Мерседес, в проблемах взаимодействия сорока восьми блоков которого я разобрался, в благодарность открыл мне секрет, оказывается человеческое общество тоже можно и нужно диагностировать. И теперь я в свободное от диагностики проблем автомобилей время, диагностирую социальные проблемы человеческих обществ. А в Германию я ещё в 2008 переехал, потому как интернационалист.
Темы: взаимодействие сейчас в прошлом и будущем экономики, идеологии, политики и летального насилия.

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий

  1. Фото аватара
    Ольга Трущалова

    Очень креативная статья с прекрасными сравнениями. В особенности понравился термин “рыночная зависимость”. Здесь и психология, и философия, и абсолютно новый взгляд на нашу действительность, который многое объясняет. К счастью рыночная экономика катится под гору – оттого столько в мире хаоса и злобы. Общество, как и человек, отошло от своего изначального предназначения – созидать, а не торговать.

    Ответить