Ролевые игры в формировании ребёнка: почему полезно играть крышкой от кастрюли вместо руля

Хакнем Школа
Влияние ролевых игр на развитие интеллекта и коммуникативных способностей у детей. Узнайте, как родители могут помочь своему ребёнку развиваться в этом.

У вас произошло прекрасное событие — родился малыш!

Одномесячный младенец в белом чепчике с широко открытыми глазами

На первоначальном этапе после первых охов и ахов родители и родственники начинают думать, а чтобы они хотели вылепить из этого крохи? Да, именно вылепить, ведь каждый из родителей слышал, что заложишь — то получишь.

Кто-то начинает следить за здоровьем малыша очень пристально, не подозревая о том, что ребёнку может передаваться тревожное чувство родителя.

К чему приводит тревога родителей — почитать контекст

В исследовании, опубликованном в “Journal of Child Psychology and Psychiatry”, было обнаружено, что дети родителей с тревожными расстройствами более подвержены риску развития подобных состояний. Также важно отметить работы таких психологов, как Джон Боулби, основателя теории привязанности, который утверждал, что чувство безопасности у детей формируется в значительной степени за счёт поведения опекунов. Если родители часто проявляют тревогу, это может создать у ребёнка ощущение, что мир опасен и непредсказуем, что в свою очередь может привести к развитию тревожности у ребёнка.

Кто-то начинает реализовывать через него свои не сбывшиеся мечты. Есть родители, которые решают, что ребёнок, как трава, сам поймёт и сам научится. Суют ему гаджеты (да, я яростный противник оных), чтобы отвлечь от возникающих у малыша проблем в данную минуту. Вы спросите: «Где же золотая середина?».

Для этого необходимо хотя бы немного почитать о развитии ребёнка, о взаимосвязи психического и физического здоровья. Я уже писала об этом статью и не буду возвращаться к этой теме, кому интересно, почитайте. Сейчас я хочу поговорить о значении ролевой игры в жизни ребёнка. Что она даёт малышу.

С какого возраста ребёнок начинает играть в ролевые игры?

Девочка в роли врача играет в ролевые игры с медвежонком

Дети являются отнюдь не пассивной стороной в процессе родительского воспитания и обучения. Они активно участвуют во всех аспектах своего развития.

Комментарий эксперта
С самого рождения их мозг готов находить и усваивать опыт, который соответствует их личным потребностям и предпочтениям.

👨‍🔬 — отмечает Эллен Галински президент Института семьи и работы, автор книги «Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех»

Малышу два-три года

Маленький ребенок предлагает кошке попробовать воду из стеклянного стакана

Уже с двух-трёх лет ребёнок начинает подражать взрослым и вступает во взаимодействие с предметами, представляя или наделяя их определенными функциями. Игрушки в его жизни оживают и приобретают смысловую нагрузку. Ваш ребёнок пробует вас чем-то накормить или напоить, такие простые физиологические потребности, как быть в комфортных условиях и быть сытым — это самое важное в этом возрасте. Поэтому малыш проецирует эти свои потребности на других.

Вступайте с ним в эти моменты в контакт, диалог. Предложите покормить не только себя, но и домашних животных, если они есть, кукол, и т. д.

Что это даёт малышу и почему это так важно

У маленьких детей нет опыта и знаний взаимодействия с окружающим миром.

Эти знания они получают через родителей. Мозг ребёнка знает, что он хочет получить, но не только получить, но и проанализировать, как это работает на практике.

Мозг ребёнка, как компьютер, в данном случае «чистый файл». Он не знает, как взаимодействовать. Открыт всему новому. Родители, или те, кто общается с малышом, объясняют ребёнку, что, если чашку с водой наклонить — вода выльется из ёмкости. А если в чашке горячая жидкость, то можно обжечься, может быть больно. В дальнейшем, играя, малыш будет предупреждать куклу, чтобы она была осторожней. Будет дуть на воображаемый чай, чтобы кукла не обожглась. Мозг ребёнка проанализировал ситуацию, сделал вывод, который в дальнейшем он будет использовать на практике.

Или, вы говорите, что суп или каша горячие, можно обжечься. Малыш пробует, получает собственный опыт о температуре, далее он передаёт полученные знания своей кукле, начинает проявлять ЗАБОТУ о своём друге, т. е. заботиться о том, чтобы воображаемый друг, подруга (кукла), не обожглись.

Маленький ребёнок поливает растения из металлического лейки в солнечном саду

Вы поливаете растения и рассказываете малышу, зачем вы это делаете. Через какое-то время ребёнок берёт вашу лейку, начинает поливать воображаемые растения сам. Он может полить не только растения. Не спешите его ругать, если он полил также какие-то электронные приборы. Во-первых, вы обязаны понимать, что в доме растёт первооткрыватель и заранее побеспокоиться о безопасности.

Чтобы не были залиты ваши документы или другие вещи, просто убирайте их подальше. Малыш ещё не понимает, что может случиться с предметами, он просто фиксирует, что предмет приобретает влажность, становится мокрым.

Это огромный опыт, который он приобрёл в форме игры. А ещё, он может передать информацию воображаемому другу, например Мишке, что если полить из лейки, то земля станет мокрой, и, конечно, порой его одежда и сам он тоже становятся мокрыми.

Это его первоначальный опыт о свойствах определённых предметов и переход их из одного состояния в другое.

Да, именно в эти годы малыш, как нам кажется, много шалит, но так он учится, не ругайте его, а помогите ему в этом, покажите, поиграйте с ним.

Роль ролевых игр в формировании ребёнка — почитать контекст

Почему важно через ролевые игры учить ребёнка заботе о близких. Мой опыт приёмной мамы даёт мне возможность проанализировать ситуацию, если ребёнок не проходил ролевые игры в жизни. Девочка, которая в дальнейшем мне стала дочкой, росла с 4 до 16 лет в детдоме. Там надо уметь выживать, я не оговорилась, именно выживать. Если у ребёнка есть братья и сестры, то он учится заботиться о родных. Если ребёнок рос один, и при этом не играл в ролевые игры, в которых присутствуют элементы заботы о ком-либо, то в дальнейшем это сказывается на его социализации.

Например. Одеть куклу по погоде, чтобы ей не было холодно. Твоя кукла плачет, возьми её на ручки, покачай. Покорми куклу, она голодна. Приготовим кукле обед. Навык заботы о ближних — не врожденный, к сожалению, а приобретаемый. Не зря говорят в народе — «мать кукушка».

Следующий этап: возраст 4-5 лет

Это уже другое развитие, ребёнок учится взаимодействовать и общаться с социумом.

Например, ребёнок играет с папой в машинки, разгоняет её и машинка ударяется о твёрдый предмет. Папа объясняет ребёнку, что если такое случится в жизни, то пострадает и машина и все те, кто находятся в ней.

Построение диалога или монолога, знакомство с весом предмета, приобретение опыта общения без конфликтов, игра в продавца магазина, даже взвешивание товаров и уравновешивания предметов — формируют жизненно-необходимые навыки у ребёнка.

Мальчик в роли продавца в магазине общается с взрослым клиентом

Дети копируют родителей.

Именно по играм, в которые дети играют в садиках — воспитатели знают, что происходит в семье ребёнка.

Не стоит гнаться за тем, чтобы у ребёнка были все копии взрослых атрибутов: руль, сковородки и т. д. Он может играть с воображаемыми предметами. Ему достаточно взять в руки любой предмет и уже простой большой стул становится автобусом, а стулья поменьше — местами для пассажиров.

Малыш берёт руль в руки, переключает скорость воображаемым ручником, как это делают взрослые, и машина загудела, зарычала. У него развивается механическая и аудиальная память. Он воспроизводит те звуки, которые слышит вокруг.

Научные эксперименты многократно подтверждали, что предметозамещение развивает мозг ребёнка. Если он воображает, чем бы заменить руль, находит крышку от кастрюли, строит из диванных подушек машину, вместо кастрюли берёт шляпу, а вместо овощей кладёт мячики, то у него очень хорошо стимулируются мыслительные процессы.

Предметозамещение в развитии ребёнка — почитать контекст

Предметозамещение, или символическая игра, является ключевым элементом в развитии когнитивных способностей у детей. В ходе такой игры ребёнок использует один предмет для представления другого, что стимулирует развитие воображения и абстрактного мышления. Одно из наиболее значимых исследований, касающихся важности предметозамещения для когнитивного развития, было проведено психологом и учёным Джеромом Брунером. В своей работе “Игра, мышление и язык” он отмечает, что символическая игра способствует когнитивному развитию, поскольку она требует от ребёнка использования знаков и символов, что лежит в основе языковых и математических навыков.

Также, исследование, проведенное Львом Семёновичем Выготским, подчеркивает, что во время символической игры дети развивают и уточняют свои понятия о мире, практикуют социальные навыки и учатся решать задачи.

Мальчик играет в пилота, используя картонную коробку в качестве самолёта
Помогите вашему ребёнку, играйте с ним, уделяйте ему больше внимания. Дети очень быстро растут, они вам будут благодарны за те минуты, которые вы им уделили.

Мои дети до сих пор многое помнят из того, во что мы играли, теперь они уже сами родители.

Чем больше ребенок играет в ролевые игры, тем больше опыта он приобретает, его мозг лучше развивается. При этом, конечно, нельзя жизнь малыша превращать только в игру, также нужно и чтение книг.

Читайте также:

Фото автора Хакнем Виктории Сотник

В 2002 году закончила два факультета Московского университета культуры и искусств, Рязанский филиал. Факультеты: режиссура, психология.

В 2003 стала победителем конкурса "Педагог года 2003". Диплом 3 степени преподавателя народно-художественного творчества.
Работала старшим преподавателем в университетах МЭСИ (Рязанский филиал), Красноярский пед. Университет им. Астафьева.

С 2008 года преподаватель-консультант кафедры философии и гуманитарных наук, курс конфликтология. Социология и психология, курс этика и психология делового общения. Московский государственный университет МЭСИ.

Веду свои программы — развитие интеллекта для детей от 5 лет и взрослых.

Тренер по риторике. Тренинг "Риторика по-взрослому". Психолог-консультант в направлении колокола - терапия.

Увлекаюсь историей, литературой, политологией, экономикой, психологией развития. Нейропсихологией.

Являюсь независимым автором-экспертом медиагруппы Хакнем.
Пишу статьи для рубрики «Хакнем Школа» о проблемах и развитии образования.

Многодетная мама и бабушка.

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий

  1. Александр

    Здоровое логически обоснованное размышление.

    Ответить
  2. Александр

    А мой внук 2,5 лет умеет мечтать! Я сказал, что хочу купить бабушке красный зонт. Он ответил, что пойдет гулять с бабушкой . Она под красным зонтом, а он под коричневым! ( цвета знает хорошо) Выговаривает слова плохо, но родным понять можно. какие мечты, глядя в окно, за которым моросит дождь!

    Ответить
    1. Зина

      Интересно) коричневый цвет выбрал для себя

      Ответить