Истории из школьной жизни: когда учительница становится спасателем ученика в момент кризиса

Хакнем Школа
В рассказе Олимпии Засухиной освещается уникальный аспект учительской работы — забота о личных проблемах учеников. Эта история подчеркивает, как важно для педагогов быть чуткими не только к учебным вопросам, но и к персональным трудностям учеников, оказывая им поддержку в критические моменты.
Пожилая учительница сидит за партой в классе, молодой человек стоит рядом и держит её за руки

Моё знакомство с автором этого рассказа, Олимпией Засухиной

Мы начинаем публиковать истории из школьной жизни на нашем сайте “Хакнем” в рубрике “Хакнем Школа”. Первый рассказ — нашего дорогого автора, Олимпии Засухиной.

Он был опубликован в нашем канале “Хакнем Школа” на платформе для авторов “Дзен” четыре года назад, 7 декабря 2019 г. Этот рассказ стал началом нашего сотрудничества с Олимпией — автором с глубоким пониманием учительской миссии.

Когда Олимпия прислала мне свой первый рассказ, я понял, что нашёл человека, способного вдохновлять и обучать не только словами, но и делом. Личную встречу с Олимпией я запомню на всю жизнь. Её живые манеры и стиль жизни именно такие, как они представляются в её историях. Я очень рад, что у меня была возможность работать с таким выдающимся человеком. Олимпия оставила после себя ценное наследие в виде своих рассказов, которые теперь будут доступны на сайте “Хакнем” в разделе “Хакнем Школа” на её страничке:

https://haknem.ru/author/olimpia_zasuhina

Она рассказывает уникальные истории из личной учительской практики, наполненные настоящими эмоциями и живыми уроками. Эти истории предоставляют не только глубокий взгляд на педагогический опыт, но и на то, как важно учителю быть внимательным и чутким к проблемам своих учеников, находя пути к их сердцам и умам.

Исраэль Суворов, основатель медиагруппы Хакнем

Истории из школьной жизни: первый рассказ Олимпии

Улыбающаяся пожилая учительница сидит за школьной партой, окруженная группой внимательных студентов

Я редко вспоминаю эту историю, но и забыть её невозможно.

В конце 90-х годов я выпускала одиннадцатый класс. Дети изумительные, класс гимназический, отборный (причём отборный не по родительским кошелькам, а по интеллекту). Суббота, уроки кончились, дети пришли ко мне в кабинет на класс-минутку: вопросы, объявления, пожелания.

Разговор взрослый, без нравоучений, но с шутками и приколами. И вдруг… О, Господи! Что это?! Меня словно ударило током — откуда эта тревога? От кого я получила этот странный сигнал? Продолжаю говорить, но всматриваюсь в лица и вдруг нахожу эти глаза.

Лицо повёрнуто ко мне, глаза вроде бы смотрят на меня, но взгляд стеклянный и сквозь меня. Этот взгляд невозможно поймать — он не здесь. Да, бывает так, что человек, захваченный мощной мыслью или сильным чувством, находится словно в другом мире, но тогда взгляд одухотворённый, а здесь…пустой, именно стеклянный. А ребёнок-то чудный: умничка, всю жизнь учится хорошо и с удовольствием, семья хорошая, ребёнок не единственный; дело идёт к золотой медали. Что, что случилось? Правда, недавно трагически погиб друг. Неужели из-за этого? Да, плюс скоро выпускные экзамены в школе, вступительные в университет. Напряжение большое — психика не справилась. Всё это долго рассказывать, но в сознании-то пронеслось мгновенно. И действовать надо было быстро. Сказав всё, что надо, я отпустила класс, а когда уже ушли почти все, я вдруг обратилась к “ребёнку”:

👩‍🏫 — Слушай, можешь меня проконсультировать?
🧍‍♂ — Да, конечно

Я быстро закрываю класс на ключ, мы вдвоём, и без паузы спрашиваю:

👩‍🏫 Что принимаешь?
Учительница и ученик сидят напротив друг друга в классе, учительница слушает, в то время как ученик что-то говорит

Я вижу ясный взгляд, огромные глазищи, в которых напряжённое удивление. Называет… Да, это НАРКОТИК, хоть и не очень сильный.

👩‍🏫 — Давно?
🧍‍♂ Месяц.

Многовато. Смотрит на меня хоть и взрослый, но ребёнок, смотрит, готовый к выговору, нотациям, к (простите, учителя!) учительской бесцеремонности.

👩‍🏫 — Что же ты делаешь?

Стоит, как статуя. И тут происходит то, что может вызвать разную реакцию: кто осудит, кто не поверит, а кто и рассмеётся — я опускаюсь на колени и начинаю говорить:

👩‍🏫 — Что, что я могу сделать, как я могу помочь тебе?!
Учительница в классе стоит на коленях перед сидящим учеником, умоляя его, при этом свет снаружи создает теплую атмосферу

Ребёнок бухается рядом и взволнованно говорит: “Встаньте, встаньте, я так не могу, встаньте” и начинает мне в плечо рыдать. Боже мой, какая здесь была оказывается пружина. Я не стала говорить всякое там “Не плачь, не надо, успокойся”. Человеку надо было выплакаться, и я спровоцировала это, надо было сбросить груз.

Мы поднялись. Водопад продолжался, а я только говорила:

👩‍🏫 — Я  всё сделаю для тебя. Хочешь, отпущу тебя на неделю — отоспишься, почитаешь, киношки какие-нибудь посмотришь, мультики — ведь с оценками у тебя всё в порядке,  материал закончен. Хочешь, пойду пешком в Лавру – пока не отмолю тебя – не вернусь.

Чего я только не говорила, поглаживая эту головушку. Слёзы когда-нибудь кончаются. И здесь закончились. Какое-то время головушка ещё покоилась на моём плече, и вдруг “ребёнок” посмотрел на меня очень взрослыми глазами и так просто произнёс:

🧍‍♂ — Не надо. Не бойтесь за меня. Я больше ни одной таблетки.
Молодой парень и улыбающаяся учительница сидят за партой в уютном классе

И, помолчав: “А Вы домой-то дойдёте?”. Шутить не было сил, но из шекспировской трагедии надо было выходить, и я ответила: “Если я останусь одна, проведу пуховкой по лицу и помадой по губам, то дойду”. Я открыла дверь и осталась одна. Наверно я не всё поняла, что произошло, но поняла, что отсюда только что вышел совсем взрослый человек. А родители, умные, хорошие, в толчее жизни, видимо,  так и не заметили, что происходило с их ребёнком (90-е)!

Всё сложилось хорошо: университет, карьера, семья — двое детей; сейчас в служебной командировке за границей. Видимся редко и никогда ни намёком. Ларчик закрыт, и ключик выброшен.

Смотрите, смотрите в глаза своих детей! Смотрите, чтобы не пропустить в них огорчение, усталость, растерянность или мольбу о помощи!

Слово редактора, об авторе Олимпии Засухиной

Рассказы Олимпии Засухиной несут в себе уроки, важные для воспитания и обучения. Этот рассказ подчеркивает роль внимания и чуткости к личным проблемам учеников. Показывает, как важно для учителя быть наставником не только в обучении, но и в жизни. Олимпия Засухина, с её пониманием учительской миссии, была примером этого подхода. Её истории остаются с нами, напоминая о том, что каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе и понимании.

Мы скучаем по Олимпии, но её наследие продолжает вдохновлять нас через её слова. Мы приглашаем вас прочитать не только этот рассказ, но и множество других, опубликованных на нашем сайте “Хакнем” на её страничке. В каждой истории вы найдёте реальные примеры, которые могут обогатить ваш опыт и подход к воспитанию: Олимпия Засухина — истории, которые учат и вдохновляют.

Исраэль Суворов, основатель медиагруппы Хакнем
Олимпия Засухина, педагог и автор "Хакнем Школа" с 35-летним опытом работы, из ближнего Подмосковья, любящая помогать детям расти и развиваться

По окончании института могла работать в разных областях, но сознательно пошла в школу, т. к. хотела претворить в жизнь свои идеи в образовании. Проработала в школе 35 лет. Более 70 лет прожила в ближнем Подмосковье.

Люблю людей и особенно люблю тех, кому надо помочь вырасти, сформироваться, научить понимать себя, а значит, и других.

Отношения с учениками и их родителями как правило были дружескими, тёплыми и сохранились до сих пор: раньше ученики приходили ко мне всем классом, а теперь — семьями. Очень грели слова родителей: "Мы можем и в школу то не ходить — у наших детей здесь такая защита, какая нам и не под силу".

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий