Благодаря реформаторской деятельности Карла Великого европейская жизнь получает импульс для экономического развития. Хотя его империя распалась вскоре после его смерти, внутренние торгово-экономические связи сохранялись. Введенные им в оборот денарии стали образцами для франкских денье, германских пфеннигов, английских пенни. А в 962 года образовался наднациональный союз под названием Священная Римская империя, в король Германии Оттон I был коронован Папой Римским Иоганном XII в качестве первого императора возрождённой Римской империи, как в своё время Карл Великий.
С VIII в. на реках начинают устанавливать изобретённые ещё в античное время водяные мельницы, которые дают возможность отказаться от трудоемкого ручного помола зерна. С XI в. появляются приливные мельницы, а с XII века, особенно в приморских районах, — ветряные мельницы, и Европа покрывается сетью мельниц разного типа. Большую роль в техническом развитии сыграли и такие изобретения, как кривошип, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное, и тяжелый маховик, выравнивающий неравномерное движение.
Период их активного внедрения, получивший впоследствии название Первой технологической революции охватывает интервал с VIII до XV вв. Согласно переписи, проведённой по приказу Вильгельма Завоевателя в Англии в XI в. было около 6 тысяч водяных мельниц, примерно по одной на 50 домохозяйств. По подсчётам современных экономистов в то время примерно 70% используемой энергии обеспечивали животные, а 30% — водяные мельницы.
Французский военный инженер маркиз де Вобан в 1694 г. подсчитал, что во Франции к концу XI было 80 тыс. мукомольных мельниц, 15 тыс. мельниц, используемых в промышленных целях, и 500 мельниц для измельчения железной руды. В общей сложности Франция располагала почти 100 тыс. мельниц, некоторые мукомольные мельницы приводились в движение не водой, а ветром.
Использование энергии движущейся воды стало применяться для многих видов деятельности, а мельницы становились универсальным механическим устройством. Они приводили в движение молоты для толчеи руд и ковки железа, огромные била сукновален, мехи металлургических печей, а также насосы, точила, дубильные мельницы, механические пилы, которые появляются с XIII в. С XV в. их применяют в горном деле на рудниках: лебедки с реверсом для подъёма бадей с рудой, машины для вентиляции штолен и для откачки воды, установки для забивки свай.
Крестовых походы и развитие кредитных отношений
Большой вклад в экономическое развитие внесли Крестовые походы, хотя и не прямой. Самые агрессивные лидеры перестали воевать между собой, а двинулись по призыву папы «освобождать святую землю» и завоёвывать для себя новые владения, которых им не хватало в Европе. А те, кто остался провели аграрную революцию XI-XII вв., получившую название «Великая распашка». Лошадей начинают подковывать, что снижает износ копыт и улучшает сцепление их с грунтом. Изобретения хомута, позволяющего перенести давление с шеи на грудь животного и увеличивать нагрузку раз в пять, и колесного плуга с лемехом позволили делать глубокую и более качественную вспашку и поднимать тяжелые почвы. В результате под пашню были выкорчеваны леса, которые покрывали 90% западноевропейской территории, осушены болота и освоены целинные земли с колючими кустарниками и сорными травами. На новых угодьях внедрялась более прогрессивная система земледелия — трёхполье.
После захвата крестоносцами земель на востоке стала развиваться не только торговля, но и кредитно-финансовые отношения. Рыцари, в первую очередь тамплиеры, которые ещё недавно воевали, теперь стали не только сопровождать грузы в качестве вооруженной охраны, но и перевозить финансовые документы — векселя, которые позволяли обходиться без физического перемещения денег. А в северной Италии на рынках появились менялы. Они не только определяли качество монет и давали деньги в кредит, но и вели учёт движения денежных средств между несколькими десятками купцов без необходимости передавать деньги из рук в руки. Окончательные расчёты между ними проводили в конце сезона торговли. Это позволяло более эффективно использовать денежные средства, в наше время это называют мультипликацией. В результате стоимость кредита снизилась до 8-12% и была ниже раза в четыре, чем в центральной Европе.
Таким образом Европа становится лидером по использованию сил природы и животных вместо мускульной силы подневольных работников, как считает историк Линн Уайт. И этим её экономическое развитие отличается от высокоразвитых традиционных обществ Китая и Индии.
Вначале «технологическая революция» раннего средневековья вызвала заметное повышение уровня жизни. Однако численность населения росла, новых земель, пригодных для освоения, становилось всё меньше, а плодородие освоенных постепенно истощалось со временем, и для большинства жителей Европы этот уровень вновь стал снижаться. Новый подъём наступил лишь после эпидемии чумы — «Черной смерти».
Ничуть не меньше технологических новшеств влияли на экономику религия, войны, политика. Политический и экономический строй средневековья был ответом на военные вызовы: с юга Европе угрожали мавры, владевшие Пиренейским полуостровом, с севера — норманны, с востока — степные кочевники. Поэтому было установлено, что все свободные люди должны служить в войске, и за эту службу их наделяли землёй. Ближайшие «верные» короля имели своих подданных, которые получали от них землю, эти, в свою очередь, — своих. Те же, кто не мог приобрести вооружение, должны были отказаться в пользу господина от личной свободы и обрабатывать его поля.
Для любого человека средних веков, от простолюдина до принца, важнее всего были связи с его ближайшим окружением. Крестьянин оставался жителем своей деревни, ремесленник — членом своего цеха, феодал был связан присягой верности с сюзереном. Долг подданного по отношению к королю значил меньше, чем обязанности вассала по отношению к сюзерену, и об интересах «малой родины» следовало заботиться усерднее, чем об интересах всего королевства.
По феодальным установлениям короли обладали полнотой власти только в пределах собственных феодальных владений — королевского домена. Они не могли вмешиваться в дела доменов, принадлежавших знати своего же королевства, или отдавать приказы чужим вассалам. Каждый герцог или граф был полным хозяином в своих владениях, а король лишь «первым среди равных»; все эти знатные господа то и дело вели войны с соседями ради укрепления своего могущества и власти над своими подданными.
На средневековом Западе не было огромного и вездесущего чиновничьего аппарата, который управлял бы экономикой, как в древневосточных цивилизациях. Он был не нужен там, где общество скреплялось отношениями верности; но отсутствие такого аппарата объясняется и природными условиями — в умеренном климате нет необходимости организовывать строительство оросительных каналов и другие общественные работы, — и религиозными представлениями. Подобно тому, как христианин должен заботиться о спасении своей души и пренебрегать плотью, власть — и феодалы, и короли — пренебрегала хозяйственным управлением как делом низким и недостойным. Сословие «сражающихся» было занято войнами, куртуазной жизнью, раздачей милостыни нищим и ритуальным кормлением бедняков, а «плотская», экономическая жизнь развивалась сама по себе. Однако доходы от феодальных имений собирались исправно, так же, как и налоги в королевскую казну.
Многие средневековые обычаи прямо противоречили экономической выгоде, как её могли бы понимать люди более позднего времени. Например, одним из любимых занятий феодалов была конная охота. Это благородное развлечение еще сохраняло смысл важного магического действия, направленного на укрощение хаоса дикой природы. Когда собаки и всадники неслись напролом за зверем, они нередко вытаптывали крестьянские поля, губили урожай, пугали скот. С ростом плотности населения, с расширением возделываемой земли охота становилась всё более разорительной в реальном мире, но отказываться от неё никто не думал.
Купечество, деньги и ростовщики в средневековой Европе
Деньги в средние века не были тем универсальным средством обмена, которым они являются в современной рыночной экономике. Большинство людей того времени редко держали их в руках. Крестьяне вели свое хозяйство так, чтобы как можно больше производить самим и как можно меньше нуждаться в покупных товарах. Городские ремесленники работали главным образом по заказам, а не на свободный рынок, при этом они должны были подчиняться цеховым уставам, которые предписывали не производить изделий больше установленного количества и не брать за них цену выше установленной.
Деньги служили прежде всего интересам высших слоев общества. Доходы с земли, принадлежавшей феодалу, шли на вооружение и на содержание укрепленных замков — и то, и другое стоило очень дорого. Приобретались на эти доходы также вещи, которые должны были указывать на знатность и высокое положение их владельцев. Носить шелк, бархат, кружева, золотые украшения было привилегией только знатных особ. Простолюдинам, даже разбогатевшим, это запрещал не только обычай, но и законы — мужчину или женщину, уличенных в подобной дерзости, наказывали плетьми или бросали в тюрьму.
Больше всех остальных были связаны с денежной экономикой купцы, занимавшиеся международной торговлей. Именно они доставляли из далеких стран предметы роскоши для знати — дорогие ткани, меха, пряности — и такие необходимые в повседневной жизни товары, как хлеб, строительный лес, пеньку, деготь. Но, несмотря на свое богатство, они существовали в средневековом обществе как бы не вполне законно. Если в трёхсословной схеме ещё можно было найти место для ремесленников — среди «трудящихся», рядом с крестьянами, — то купеческое сословие в эту схему не вписывалось совершенно. И такие взгляды сохранялись очень долго — ещё в XVIII веке экономисты школы физиократов называли торговцев и промышленников «непроизводительным классом».
Ещё более подозрительной, чем торговля, казалась деятельность ростовщиков. Взимание процентов запрещено Писанием, поэтому короли средневековой Европы боролись с ним прежде всего, как с религиозным преступлением — подобно тому, как они боролись со сквернословием. Условия кредитных сделок были весьма суровыми для заёмщиков, но и репрессии против ростовщиков не могли не замедлять развития экономической жизни. Впрочем, это соответствовало цели всех традиционных обществ — сохранять устойчивое состояние, развиваться медленно.
Однако, чем дальше, тем больше денег требовалось феодалам, и, чтобы их получить, они увеличивали поборы с крестьян. Сами же рыцари, закованные с головы до пят в железные доспехи, восседающие на тяжелых, ширококостных конях, становились всё более бесполезными как военная сила. Исход сражений зависел не от них, а от отрядов наёмников, а с появлением огнестрельного оружия феодальный строй окончательно утратил смысл своего существования.
В XIV — XV веках Западная Европа переживала жестокий кризис. Показная роскошь верхов здесь соседствовала с бедностью низов, нередко доходившей до такой же показной нищеты, в лесах бродили шайки разбойников, на городских площадях жгли еретиков и ведьм. Человек этого времени был уверен, что вскоре должен наступить конец света, тоска и усталость не покидали его даже в самые радостные минуты.
Книгопечатание
Но конец света не наступил. Напротив, с XIV века начались огромные изменения в культурной, религиозной, политической, экономической жизни Европы, которая шаг за шагом всё дальше уходила от средневековья. Именно в это время появляется и само выражение «средние века». Так назвали недавнее время деятели Возрождения — те, кто увлекся изучением открытых заново древних авторов.
В 1440 году Иоганн Гутенберг печатает свою первую книгу — Библию на латинском языке. До этого вся письменная культура существовала благодаря кропотливому труду тех, кто переписывал книги от руки, выводя гусиным пером букву за буквой. С появлением печатного станка тиражи книг увеличились в десятки раз, стала выпускаться самая разнообразная литература — от молитвенников до наставлений по этикету, от античных философских трактатов до лубочных картинок.
С развитием книгопечатания не только выросло число грамотных людей за пределами монастырских стен. Церкви и государям уже не удавалось столь же успешно, как прежде, контролировать распространение идей. Те, кого веком раньше сожгли бы на костре, становятся основателями новых религиозных направлений — начинается Реформация. Хорошо известно, что она повлияла и на экономическое сознание: у протестантов стремление к прибыли уже не считалось греховным. В тех странах, где возобладал протестантизм, растёт значение буржуазии. Однако ближайшим следствием Реформации стал не экономический подъем, а жестокие многолетние войны, которые вели между собой католики и протестанты.
Морские открытия и начало глобальной торговли
В средние века европейцы почти не осмеливались плавать в открытом океане, только викинги из Скандинавии добирались на своих судах и до Марокко, и до Гренландии. Распространенно было каботажное плавание вдоль берега. Оно было опасным, так как во время шторма был риск сесть на мель или получить повреждение о прибрежные скалы. Поэтому лишь в пределах Средиземного и Балтийского морей шла оживленная морская торговля. Но происходит революция и в мореплавании: появляются новые конструкции кораблей, новые типы парусов и навигационные приборы, позволяющие плавать в открытом море. Со временем всё больше рыбаков западного побережья выходит в Атлантику, а вслед за ними в плаванье отправляются те, кто искал путь к богатствам Индии. Началась эпоха Великих географических открытий.
Приложение
Уважаемы читатели. Вашему вниманию предлагается сборник текстов, публиковавшихся на сайте «Хакнем» о развитии экономических отношений от доисторических времен до античности. Книгу можно скачать по ссылке
Читайте также: