Свободная рыночная экономика Нового времени не является прямым и непосредственным продолжением рыночной экономики античного полиса. Но, как и в античности, она зародилась на окраине средневековой Европы, которая в целом жила по законам традиционного общества.
Период так называемых «средних веков» принято отсчитывать от 476 года, когда в Риме был низложен последний император Ромул Августул. Однако в представлении людей того времени даже столетия спустя после гибели Западной Римской империи все страны Европы оставались её провинциями. Правители возникших на её обломках варварских королевств привлекали на службу образованных людей — «последних римлян», как их назовут позднейшие историки. Указы, официальные письма и анналы (летописи) составлялись на латинском языке даже там, где в быту говорили на языках германских.
Латынь: язык образования и власти
Знание латыни было совершенно необходимо не только для королевских чиновников, но и для духовенства — на этом языке шла церковная служба, на нём были написаны Библия и богословские труды. Изучить же латынь было невозможно, не получив и более широкого образования, которое включало знакомство со словесными и математическими «искусствами» и с избранными текстами языческих авторов. Поэтому уже в первые десятилетия средневековья был выработан канон образования, который позволил сохранить основы античной культуры.
Действительно новым было деление общества на три сословия — «молящихся, сражающихся, трудящихся». Вернее, в античном мире оно было когда-то утрачено, а германцы, жившие ещё в условиях родового строя, принесли его с собой. Средневековые богословы приложили немало усилий, чтобы найти обоснование этому делению в Библии и объявить его установленным свыше. Три сословия христианской Европы были возведены к трем сыновьям праотца Ноя — Симу, Хаму и Иафету, и это мнение стало общепринятым на много веков.
Монастырская жизнь
Сословие «молящихся» было весьма многочисленным. Чтобы не допускать дробления семейных наделов, их наследовали только старшие сыновья феодалов, а остальные нередко становились священниками или монахами. В монастырях монахи должны были обеспечивать себе пропитание в соответствии с евангельской заповедью: «Не трудящийся да не ест», но при этом освободить время для молитвы, переписывания книг и занятий богословием. Находить выход из этого противоречия помогало всё более широкое применение технических новшеств, и католические монастыри средневековой Европы стали первыми центрами рационализации и изобретательства.
Сельское хозяйство и ремесленное производство
Система агротехники, сложившаяся в Западной Европе к IX-XI вв., значительно отличалась от той, которая существовала в античности. Прежде поле в один год вспахивали и засевали, а на следующий оставляли под паром. Пахали на волах вдоль и поперёк поля легким плугом — это не давало возможности получать по-настоящему высокие урожаи зерна даже в Галлии, не говоря уже о средиземноморских странах с их жарким засушливым летом и малоплодородными почвами, подвергающимися выветриванию.
В начале средних веков появляется сразу несколько нововведений, благодаря которым были успешно освоены плодородные, но трудные в обработке почвы лесной зоны. Для вспашки земли стали использовать не волов, а лошадей. Был изобретен жесткий хомут, охватывавший грудь лошади. Он позволял увеличивать нагрузки в три-четыре раза по сравнению с античным типом упряжки — ярмом, которое надевалось на шею, а при необходимости лошадей можно было запрягать цугом, одну за другой. Вместо легкого ручного стали применять тяжелый колесный плуг, который глубоко захватывал пласт земли, а поперечная вспашка была заменена боронованием. Кроме того, вошли в употребление железные подковы — сначала для боевой конницы, а затем и для тягловых животных в крестьянском хозяйстве.
На смену двухпольной системе пришла трёхпольная: в один год сеяли яровые культуры, в другой — озимые, и только на третий год поле «отдыхало» под паром. Луга и леса, где можно было пасти скот летом и заготавливать корм для него на зиму, позволили развивать животноводство. Навоз, который получали от скота, применялся для удобрения полей (этот прием в древности также был неизвестен), поэтому интенсивное использование земли не так быстро приводило к её истощению.
Городские ремесленники работали главным образом на нужды феодалов и церкви. В сельскую местность их изделия почти не доходили, поэтому крестьяне не только возделывали поля — им приходилось и плотничать, изготовлять на домашних станках ткани, шить из них одежду и т. д. Со временем подобную продукцию стали делать и на продажу. За пределами городов развивались свои ремесла и предпринимательство, а также горное дело, металлургия, кузнечное ремесло. Отсутствие цеховых ограничений позволяло крестьянам достаточно быстро заимствовать различные новшества у монахов.
Деградация денежного обращения
Замкнутость хозяйственной деятельности, постоянные войны и деградация денежного обращения не давали возможности развиваться ни производствам, ни торговым отношениям. Для чеканки монет использовали прежние монетные дворы (монетарни), золотые солиды были редкостью, качеством уступали прежним римским монетам. Основной золотой монетой стал триенс, низкой пробы, весом в 1,5 г, номиналом в 1/3 солида. Качество серебряных динариев было еще ниже, портреты были предельно примитивны, а надписи представляли собой нечитаемые имитации.
Качество бронзовых медных монет было предельно низким, изображения на них были похожими на детские рисунки. Такие монеты использовали для незначительных местных сделок. Чеканка была нерегулярной, обычно во время сезонного торговли.
Для создания в Европе крупного экономического пространства нужен был лидер, который смог бы объединить разрозненные варварские королевства в единую структуру с совместимой денежной системой. Таким лидером стал Карл Великий.
Приложение
Уважаемы читатели. Вашему вниманию предлагается сборник текстов, публиковавшихся на сайте «Хакнем» о развитии экономических отношений от доисторических времен до античности. Книгу можно скачать по ссылке
Читайте также: