Зачем нужно ведомство по делам мигрантов?

Исследуем РФ

Казалось бы, простой вопрос, но вряд ли на него можно дать однозначный ответ.

Начальник ведомства в офисе окруженный стопками документов, с усталым взглядом работает над бумагами

Во-первых, надобность в новом ведомстве назрела объективно: службы, призванные контролировать и решать проблемы мигрантов явно не справляются с этой задачей.

Может быть в силу многоплановости проблемы, которую невозможно согласовать по разным каналам и действовать затем сообща.

Во-вторых, проблема давно переросла чисто экономические рамки, переместившись в политическое русло.

Во всяком случае «дело мигрантов» настолько обросло самыми разными аспектами, что потребовало комплексного подхода. Так что надобность в новом ведомстве стала вполне очевидной. Другое дело как будет решаться вопрос мигрантов, и кто станет движущей силой нового универсального органа?

Аналитики уже забегают вперёд и спешат очертить круг вопросов, которые, по их мнению, должен лежать в плоскости межэтнических и межнациональных отношений.

Пока же планируется, что ведомство Миннац (Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям) возьмёт на себя функции Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и МВД по делам миграции.

Кто его возглавит? Скорее всего высокопоставленный чин из силовых структур.

Кадровый вопрос и кормушка для чиновников

В 90-х никто даже не предполагал, что, решая проблему нехватки рабочих кадров, впоследствии мы столкнёмся с этническими и межнациональными проблемами. Не говоря уже об экстремизме и терроризме. Хотя стоит заметить, что ситуация с неконтролируемым притоком мигрантов изначально была «кривой» на оба бока.

Гайдаровцы, которые выступили инициаторами завоза гастарбайтеров в Россию, не нашли ничего лучше, чем скопировать негативный опыт западных стран. Который принялись со всем пылом и жаром внедрять в родную экономику.

Автобус с трудовыми мигрантами из Средней Азии, направляющимися в Россию

К сожалению, за 30 лет мало что изменилось в сознании сторонников прибыльного бизнеса, растущего за счёт использования незатратного труда мигрантов. Причём в этой связи лоббитами постоянно делался упор на необходимость экономического роста, в то время как обеспечение безопасности страны просто не рассматривалось.

До того, как тема мигрантов выплыла наружу и стала проблемной, она прошла через горнило целой череды различных ведомств. Например, в её кураторах побывали Министерство региональной политики, МВД и МИД, Миэкономразвития и ФМС. При этом все они постоянно реорганизовывались, а то и просто упразднялись. Важно другое — ни одно из ведомств не смогло решить проблему мигрантов или хотя бы снизить уровень её опасности для страны.

Единственным исключением можно назвать период 1994-2008 годов, когда работу ФМС можно было с полным правом назвать эффективной. Это было тяжёлое время возвращения в Россию беженцев из бывших советских республик, общее число которых на тот момент составило около 10 миллионов человек.

При этом не последнюю роль сыграл прямой выход ФМС на российского президента. В качестве рабочего инструмента тогда использовались еженедельные заседания у премьер-министра, которые заканчивались конкретными поручениями правительства. Во всяком случае этот опыт стоит взять на вооружение при создании нынешнего ведомства по делам мигрантов.

Тем временем у проекта создания нового государственного органа успели появиться противники, которые по привычке начинают «глушить» инициативу на корню. И сразу становится ясно почему столько лет проблеме мигрантов не уделялось должное внимание.

О противниках идеи Миннаца

На этот раз создателям и сторонникам нового ведомства придётся действовать жёстко и последовательно. И для подобной позиции имеются веские основания.

Начнём с того, что на тему мигрантов несколько десятилетий было наложено вето. Причины вполне объяснимы — условия диктовал крупный бизнес и его приверженцы в рядах правительства. Так принятие законопроектов, подготовленных СБ РФ по миграционной политике, целый год тормозилось экономическим блоком правительства.

Карикатурное изображение бизнесмена, манипулирующего фигурками политиков как марионетками

Сведения об угрозах неконтролируемой миграции намеренно приуменьшались, точно так же как замалчивалась сама суть проблемы. Любые выступления против сложившейся ситуации с мигрантами стали обозначать даже специальным термином — мигрантофобией.

Аналогичным образом затягивалось принятие проекта МВД по наведению контроля за пребыванием и перемещениям мигрантов по нашей стране. На ситуацию не повлияло даже прошлогоднее выступление президента на коллегии МВД России. А речь тогда шла о недопустимости создания анклавов из целых этнических групп трудовых мигрантов.

Опять же прошёл целый год после подписания Владимиром Путиным соответствующего указа о противодействии формированию мигрантских гетто (Указ № 342 от 12.05.2023г.). До сих пор продолжается работа над его правовыми аспектами, не говоря уже о способах реализации указа.

Пора признать явную подмену понятий: хаотичный приток в миграционном секторе никак не может способствовать экономическому росту, которым до сих пор прикрываются сторонники завоза трудовых мигрантов. Единственное в чём они заинтересованы, так это в росте своих доходов. Но может хватит наживаться на дешёвой рабочей силе в ущерб государственной политике? Существует ведь вполне цивилизованный подход к проведению упорядоченной миграционной политики.

Достаточно обратиться к опыту ближневосточных стран, чтобы понять это. Там мигранты не создают внутренней конфликтной напряжённости прежде всего потому, что ограничены жёсткими условиями трудового контракта и местным законодательством.

А именно, трудовые мигранты нанимаются на определённый срок, безо всякого гражданства и наличия семей. В то время как в нашей стране помимо раздачи российского подданства и паспортов дошли уже до формирования этнических анклавов.

Кто виноват?

Обеспокоенный мужчина в костюме окружён указующими на него пальцами

Помимо пресловутого экономического блока в правительстве, у идеи создания Миннаца в противниках ходят конкретные лица. Например, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. Он убеждён, что проблемой мигрантов есть кому заниматься и ссылается всё на те же структуры, которые уже показали всю свою несостоятельность в проведении миграционной политики (выше мы уже их перечислили).

На сегодня весь функционал упразднённых ведомств лёг на плечи МВД и спецслужб, которые, к сожалению, вынуждены действовать в основном в экстремальных ситуациях. В то время как масса сопутствующих проблем оказывается вне их компетенции.

Например, существует такой момент как коррупция, которой охвачена сфера оформления российского гражданства, выдача паспортов и патентов на трудовую деятельность мигрантов. Миграционные потоки давно не поддаются регулированию и управлению. Как не контролируется их трудоустройство и расселение.

Более того за прибывших мигрантов никто не несёт ответственности, в том числе и работодатели, которые заинтересованы в их постоянном притоке.

Наверное, впервые за долгие годы прозвучала здравая мысль о том, что пора разделять миграционные потоки, которые совсем неоднородны. Одно дело переселенцы из новых российских областей и республик, а также репатрианты из-за рубежа. И совсем другое — это мигранты из Центральной Азии и Закавказья, которые подчас не знают русского языка. Введение новых разграничений и понятий назрело давно, практически вся миграционная система нуждается в пересмотре.

Человек предъявляет российский паспорт сотруднику паспортного контроля в аэропорту

Она должна контролировать не только число мигрантов, но и условия их проживания и труда, учитывать уровень их подготовки и профессиональной пригодности. Важно ориентироваться на потребности российского рынка труда: где, сколько и каких именно работников ему не хватает.

Между тем ряд владельцев крупного бизнеса по-прежнему не желает отказываться от сверхдешёвого труда приезжих, которые максимально заняты в таких сферах как строительство и ЖКХ, логистика и сфера услуг. Этих работодателей и лоббистов мигрантов абсолютно не беспокоит дисбаланс в этносе и религии, а также уровень преступности. Для данной публики гораздо важнее сверхприбыль, для получения которой все средства хороши.

И всё-таки слово за силовиками

Именно в этой связи к управлению новым ведомством нельзя допускать чиновников, у которых будет соблазн сделать из трудоустройства мигрантов очередную кормушку, даже при новых обстоятельствах. Нельзя забывать о том, что лоббисты мигрантов будут заинтересованы в увеличении их потока. В то время как силовикам далеко не безразлична бесконтрольная миграция, отягощенная преступностью. Поэтому вполне логично если Миннац возглавят правоохранительные органы, так как они напрямую отвечают за национальную безопасность страны.

Наконец, остаётся открытым вопрос «опеки» мигрантов, которая будет отвечать за их предмиграционную подготовку и будущую адаптацию. Это могут быть специальные центры, которые будут располагаться не только в пределах России, но и в странах, откуда будет осуществляться набор трудовых кадров. Сейчас же весь процесс осуществляется ровным счётом наоборот.

Социальный работник общается с мигрантом в коридоре центра по адаптации

Мигранты прибывают в Россию вместе со своим жизненным укладом и религиозными убеждениями, которые не имеют ничего общего с российскими традициями и образом жизни. Они прибывают со своими проблемами, которые пытаются решать на новой территории за счёт коренного населения.

Так по данным ФАДН 43% среднеазиатских гастарбайтеров намерены придерживаться шариата вплоть до нарушения российского законодательства.

  • Так может быть стоит вести прицельный отбор кандидатов в гастарбайтеры ещё на этапе оформления патентов на трудовую деятельность?
  • Может быть, стоит наконец ввести визовый контроль с тем, чтобы иметь представление хотя бы о количестве прибывающих трудовых мигрантов?
  • Наконец, может не стоит торговать российским гражданством и паспортами, которые становятся для мигрантов универсальной защитой на все случаи жизни?

Вообще как можно было так необдуманно обесценить звание российского гражданина в угоду решениям проблем далеко не самых дружественных и квалифицированных «специалистов» из неблагополучных регионов Средней Азии и Закавказья?

Ждать ответа на эти вопросы осталось недолго. Скорее всего появление нового ведомства по делам мигрантов ожидаемо вместе с созданием нового правительства сразу после инаугурации президента России в мае месяце. Счёт идёт уже на дни.

А что думаете вы, дорогие читатели, по поводу появления нового госоргана по миграционным вопросам? Насколько созрела в нём необходимость, и какими средствами, на ваш взгляд, должна осуществляться эта задача?

Читайте также:

Фото аватара

В 1984-м году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского, теоретико-композиторский факультет, кафедра истории музыки. Долгое время работала на радио и телевидении в качестве редактора и журналиста. Писала в самых разных жанрах — интервью, репортажа, новостей, аналитики. Также работала в глянцевых и интернет-изданиях. Являюсь независимым членом медиагруппы «Хакнем». Специализируюсь на темах экономического и политического характера. Разбираюсь в глобальных мировых процессах, вопросах общественного устройства, науке, медицине, здоровом образе жизни и культуре. Интересуюсь как зарубежной, так и российской тематикой.

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий

  1. Жора

    Если это поможет снизить напряженность, то пусть будет хоть 10 новых ведомств.

    Ответить
  2. Фото аватара
    Ольга Трущалова автор

    10 уже было, только толку не было. А вот одно, которое будет заниматься всеми проблемами нескончаемого потока мигрантов, может сработает наконец.

    Ответить
  3. Шмон

    Да сколько эти ведомства не создавай, пока во власти ничего не меняется, проблема не будет решаться.

    Ответить
  4. Мария

    Создание нового ведомства по делам мигрантов это просто очередная кормушка для чиновников. Сколько уже было ведомств, которые должны были решать миграционные проблемы? Ни одно из них не справилось!

    Ответить