Почему Россия отстала. Часть 2

Исследуем РФ

Для начала хочу напомнить уважаемым читателям, что мои заметки это дополнение к книге Дмитрия Травина с таким же названием. Понятно, что для полного освещения проблемы нужен целый коллектив квалифицированных специалистов. Я же только намечаю проблемы, которые считаю наиболее существенными, приведшие к отставанию России. Буду вам благодарен за любые дополнения и уточнения.

Торговые отношения

Другой проблемой Руси были ограниченные культурные и торговые контакты с более развитыми странами. После двух столетий успешной торговли и культурных заимствований контакты с Византией слабеют после захвата Константинополя крестоносцами. А после разорения Киева Батыем столица Руси долгое время не могла восстановить былого величия, оставаясь скромным поселением на границе государства почти до советского времени. Торговля и контакты с Западной Европой шли через Новгород и Псков, но после покорения Новгорода Иваном III они значительно сократились. И Русь оставалась в почти полной культурной изоляции до 18 века.

Пётр I в Голландии восхищается экономическим прогрессом и налаживает тесные контакты с Европой для модернизации России

Царь Пётр I посетивший Голландскую республику в годы её расцвета, был восхищен её экономическими достижениями. После этого контакты России с Европой стали более тесными. Вместо единичных приглашенных зарубежных специалистов такие приглашения стали массовыми. Начались разработки полезных ископаемых, строительство гражданских и промышленных предприятий, перевооружение армии на современный уровень.

Система образования

Важно отметить, что были организованы Петербуржский и Московский университеты, Российская академия наук, куда пригласили на службу иностранных ученых. А в начале 19 века появились гимназии, в которых готовили к учебе в университетах или на работу на государственной службе.

Но если на Западе образование получали в свободных университетах, и из них выходили люди так называемых свободных профессий, то в России университеты имели статус императорских, и их выпускники сразу получали чины и включались в чиновничью систему. Предприятиями руководили государственные чиновники или приближенные к власти хозяева, а трудились на них рабочие из крепостных крестьян. С одной стороны, при Петре I начинает развиваться промышленность и торговля, но с другой — усиливаются эксплуатация низших классов и раскол общества. В результате формируются два противостоящих друг другу класса — европеизированное дворянство и крепостное крестьянство, нищее и бесправное. Простой народ не видел выхода из своего тяжелого положения: русские поговорки об отношениях с властью всегда горьки и безнадежны.

Великие реформы во второй половине XIX века с отменой крепостного права позволили изменить ситуацию в лучшую сторону: западные страны стали охотно предоставлять кредиты, а частные лица покупали российские акции и облигации. Появилась сеть железных дорог, крупные промышленные предприятия, частные инвесторы. Однако, как и в прежние времена, развивалась главным образом военная промышленность и связанные с ней отрасли, основные предметами экспорта были сырьевые товары, а ввозили предметы оборонного значения или роскоши.

Рейнский гульден (рубеж XIV-XV веков), золото, вес 3,5 г

Книгоиздание

Важной проблемой была и труднодоступность письменных источников. В северной Италии 14 века отец Никколо Макиавелли был крестьянином среднего достатка. Он не только пользовался полноценными серебряными и даже золотыми монетами, имел возможностью не только читать книги античных и других авторов, но даже покупать их в собственное пользование. Теперь вспомним, сколько стоили книги во времена Гуттенберга (1455 год). Стоимость одной рукописной книги из пергамента с рисунками и обычной отделкой составляла 500 гульденов. На эти деньги можно было нормально жить в течение 25 лет — фактически целую жизнь, учитывая недолгую её продолжительность в Средние века. Поэтому книг в обществе было крайне мало, и большинство европейцев за всю жизнь никогда ни одной не видело. Библия напечатанная в типографии Гутенберга стоила в 5 раз дешевле рукописной. За 100 гульденов можно было приобрести издание из пергамента, а за 46 — из бумаги. Однако это все еще невероятно дорого: на 100 гульденов можно было купить приличный дом или хорошо жить в течение пяти лет. В современных деньгах это около 250 тысяч евро или 25 миллионов рублей при курсе 100 руб./евро. Новый завет в переводе Лютера 1522 года был уже доступнее и стоил 1 гульден — доход учителя за 5 месяцев, или горничной за год.

Тирольский гульдинер (1486 г.), серебро, 31,7 г

А как было дело в России? Вспомним, что после ограниченной чеканки сребренников при Владимире и Ярославе Мудром был длительный безмонетный период, пользовались восточными дирхемами (дангами). Чеканка возобновилась при Дмитрии Донском, но только мелких номиналов. В конце 15 века при Иване III серебряный гульден, соответствующий по покупательной способности золотому гульдену, весил 31,7 г, что соответствовало 47 копейкам или 1,5 тонны ржи. Историки считают, что на копейку средняя крестьянская семья могла прожить неделю. Так что книги на Руси до 18 и даже 19 веков были доступны только очень состоятельным людям и религиозным органам.

Но во время Великих реформ ситуация качественно изменилась. В дореформенный период к книжным изданиям относились как к виду развлечений. Министру финансов Егору Францевичу Канкрину приписывают фразу, что книги — это не товар. Но реформы изменили это отношение. В начале 20 века спрос на книги стал расти лавинообразно, и в 1908 году Россия вышла на 3 место в мире по издаваемых книг. В русском обществе стала цениться европейская образованность. Позднее Александр Аузан сформулирует, что чем ближе к печатному станку, тем эффективнее экономическое развитие. Имеется в виду станок, печатающий книжные издания, а не деньги. Но качественное образование еще оставалось малодоступным.

Оживлённая улица в России 20 века с множеством книг, символизирующие стремление преодолеть отставание России

Как можно было получить начальное образование в дореволюционной России? Об этом я знаю из первых рук. Моя бабушка в конце 19 века обратилась к знакомому купцу, чтобы он оплатил её учебу в церковно-приходской школе. Тот похвалил её за желание учиться и стал платить за её образование. Бабушка затем окончила гимназию, а уже в советское время стала заслуженной учительницей и была награждена орденом Ленина.

В советский период новые власти серьёзно взялись за начальное образование, объявив целью всеобщую грамотность. Большое внимание было уделено техническому образованию и техническим наукам. Но советская власть с большим подозрением относилась к гуманитарным знаниям, не любила тех, кто имеет мнение, отличное от мнения начальства. Некоторые из них, как генетика и кибернетика, объявлялись лженауками. Экономику открыто не запрещали, но фактически заменяли её бухгалтерским учётом с использованием цен, назначенных чиновниками. это позволяло добиваться высоких экономических показателей на бумаге, но не в действительности. Реально ресурсы распределялись чиновниками Госплана без учета экономической эффективности. И стоит ли удивляться кризису конца 1980-х, итогом которого стал распад СССР.

Городской пейзаж с флагом СССР на переднем плане

И вот в постсоветской России в очередной раз приходится ликвидировать отставание от более экономически развитых государств. Практические единственным доступным пособием по экономике в советское время стала популярная книга Игоря Липсица “Экономика без тайн” 1989 года издания. Только в 1992 году в самый разгар экономических реформ переиздали доступным тиражом двухтомник “Экономики” Пола Самуэльсона, а в 1993-м “Экономиск” К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю. И только в 1994-м было выпущено пособие по современному банковскому делу. Но проблемы экономического развития в период реформ 1990-х — это уже совсем другая история.

В заключении мы рассмотрим самый сложный, не всеми признаваемый фактор, получивший название “протестантская этика”. Но возможно он является самым решающим.

Читайте также:

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий