Нужна ли в России «Протестантская этика», которую называют «духом капитализма»? Почему Россия отстала (окончание)

Исследуем РФ

Когда в России только начали проводить радикальные реформы в начале 90-х, большинство полагало, что эта проблема чисто техническая. Нужно сбалансировать бюджет, снизить инфляцию, привлечь инвестиции и т. п. Начали издавать учебники и труды по экономике, но со временем стали появляться и публикации, показывающие, что проблема гораздо шире и глубже. Одной из таких была книга Макса Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”.

Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма", 1905 г.

Макс Вебер “Протестантская этика и дух капитализма”, 1905 г.

Сразу же вокруг этого понятия возникло множество споров и дискуссий. Шли споры о том, насколько связаны деловая активность и религия, только ли протестантам свойственен “дух капитализма”, и что составляет его сущность? Не будем обсуждать все эти проблемы, а попробуем выделить суть того, что собой представляет это понятие.

Я считаю, то лучше всего его характеризует ответственное отношение к труду. Вспомним, что в античное время физический труд не считался достойным делом свободного человека, а уделом рабов. Их даже классифицировали, как говорящие орудия труда. Свободные же граждане должны были управлять государством, воевать и заниматься творческими видами деятельности.

Ситуация меняется в Средние века когда в Европе после “темных веков” начало прорастать культурное наследие античности. Считается, что европейская культура базируется на учёности Древней Греции, римском праве и христианстве. Именно христианство оказалось тем, чего не хватало экономикам Древней Греции и Римской империи.

Портрет Макса Вебера, немецкого социолога и экономиста
Макс Вебер (1864-1920) – видный немецкий социолог, экономист и историк

Страны Европы, в первую очередь западной, оказались восприимчивыми к достижениям с Востока, подобно цивилизациям Древней Греции и Римской империи. Наиболее популярным устройством была водяная мельница, которая начала широко применяться с 9 века. При использовании для помола зерна она давала неплохой доход, составлявший 5-8% дохода имения, иногда до 1/3. Затраты на сооружение могли окупаться на 80-90% за сезон. Это хотя и было меньше доходности от дальней торговли, но достаточно привлекательно для хозяев поместий — феодалов.

Экономическое развитие в средние века принимало парадоксальные формы. Правящий класс предпочитал увеличивать налоги, а не повышать производительность труда своим крепостным и не облегчать их труд. Спрос же на технические изобретения предъявляли монахи, стремившиеся иметь больше времени для духовного совершенствования. Так именно в монастырях стали активно использовать технические изобретения и новые способы хозяйствования.

С 12 века начинают широко применяться ветряные мельницы в усовершенствованном варианте. Если на Востоке их крылья вращались в горизонтальном плоскости (как винты вертолета), то вертикальное положение позволяло им занимать меньше места на земельном участке и повышать мощность за счет большей силы ветра, чем выше над землей. Изобретение кривошипа позволило значительно расширить применение водяных и ветровых двигателей, а именно в кузнечном деле, в плотницких работах, в текстильном производстве, для осушения болот в Нидерландах. Заменить мускульную силу людей природными силами воды и ветра стремились во многих отраслях, в том числе в военном деле для изготовления пушек и пороха. Но относительно невысокая мощность, обычно в 5 л. с. (лошадиных сил), редко достигавшая 10, ограничивала использования водяных и ветровых двигателей.

Старинная ветряная мельница на фоне неба

Так сложились условия, очень похожие на реформы Солона в Афинской республике, что именно в протестантских общинах Нидерландов и Англии пробудилось стремление к постоянному совершенствованию своей хозяйственной деятельности. Физический труд становился таким же престижным занятием, как и быть чиновником или священнослужителем.

В Древнерусском государстве основное население жило в условиях натурального хозяйства. Особняком выделялись только Киев, Новгород и Псков, остальные княжеские резиденции сильно от них зависели. Междоусобица накануне татаро-монгольского завоевания, как и само нашествие, сильно подорвало возможности развития. Некоторые историки, среди которых Александр Янов, считают, что после получения независимости на Руси стала складываться экономика, очень похожая на европейскую. Но потом наступает имперский период, в который не было условий для пробуждения “духа капитализма” в крестьянских хозяйствах.

Иллюстрация татаро-монгольских воинов на лошадях

Особняком были староверы, которым приходилось выживать далеко не в самых благоприятных условиях. У них можно видеть формирование такого же ответственного отношения к труду, как и у протестантов, которое ярко проявилось в период Великих реформ. Они не только активно внедряли европейские технологические новшества, но и сумели накопить некоторые капиталы, которые стали вкладывать в экономику.

В советский период в условиях чиновничьей экономики работник оказался почти оторванным от результатов своего труда. Были отдельные экономические прорывы, которые не становились нормой. Так в электроэнергетике, где работал мой отец, в начале было много творческой работы, а потом выдвижение и внедрение изобретений и рационализаторских предложений становилось всё более формальным и малоэффективным. Особенно это стало заметным в период “брежневского застоя”, когда все больше граждан стало стремиться не найти творческую работу, а устроиться на “теплое” чиновничье место.

Иллюстрация чиновника КПСС в эпоху застоя

Условия для пробуждения “протестантской этики” появились после разрешения предпринимательской деятельности в конце 80-х. Появились не только мошенники и спекулянты, использующие служебное положение, но и ответственные бизнесмены. Сам наблюдал, что последние стараются сотрудничать с себе подобными, им бывает достаточно устной договоренности, могут давать друг другу кредиты под честное слово, стараются оказывать посильную помощь в трудных ситуациях.

Среди таковых хотелось бы выделить Владимира Мельникова, организатора фирмы “Глория Джинс” по пошиву недорогой качественной детской одежды. Когда в моей семье родилась дочь, у нас не было проблем во что её одеть именно благодаря ему. И таких было немало. Именно такие люди способствовали выползанию страны, пусть и не очень быстрому, из экономической ямы, в которую мы провалились из-за кризиса советской хозяйственной системы.

Остается добавить, что пробуждение “протестантской этики” тесно связано с наличием качественного образования в стране. Без него вряд ли возможно нормальное экономическое развитие.

Предупреждающее сообщение у входа в Стелленбосский университет, Южно-Африканская Республика

Знаете ли вы, какая проблема была самой серьезной у объединителей ФРГ И ГДР? Они удивлялись, как всего за 45 лет восточные немцы разучились работать.

Уважаемые читатели! А как вы считаете, необходима ли “протестантская этика” для экономического развития России? Буду благодарен за любые комментарии, дополнения и замечания с вашей стороны.

Читайте также:

Оцените автора
Хакнем
Добавить комментарий

  1. В.П.

    а где же начало?

    Ответить
    1. Алиса

      В разделе “Читайте также” в самом низу статьи.

      Ответить