Россияне возвращаются в родное Отечество — закон о репатриации, наконец, вступил в силу. Попробуем разобраться зачем России понадобился институт репатриации и какие меры поддержки им предусмотрены. А также как в очереди на репатриацию в первых рядах оказались гастарбайтеры?
Почему чиновники тормозят закон о репатриации?
История вопроса репатриации россиян возник не вдруг и уже успел получить нелицеприятную оценку со стороны чиновников-бюрократов. Первым за беспрепятственное возвращение соотечественников заговорил представитель Госдумы Константин Затулин. Соответствующий законопроект он представил профильным ведомствам ещё в 2021-м году. Под занавес того же года Владимир Путин внёс его на рассмотрение в Госдуму. И что же?
Реакция оказалась вполне ожидаемой. Практически все отклики на законопроект о получении российского гражданства репатриантами по упрощённой схеме оказались отрицательными. В числе активных противников оказались Минфин и МВД. Доводы на неприятие были поистине нелепыми. Одни представители ведомств ссылались на то, что такое понятие как российские соотечественники, находящиеся за рубежом, просто отсутствует в законодательстве РФ.
Другие ссылались на Конституцию, в которой также отсутствует процедура репатриации. Третьи упирали на то, что подобный закон внесёт путаницу в стройную систему российской законодательной системы. Не был обойдён вниманием вопрос финансирования. Так по старой программе переселения от 2007 года соотечественникам полагались подъёмные в размере 100-200 тысяч рублей, в зависимости от региона. А у регионов оказались свои взгляды на эту проблему.
В первую очередь им требовались работоспособные люди определенной профессии, уж никак не пенсионеры. К тому же при весьма скудном бюджете помимо борьбы с безработицей регионам приходится строить школы, больницы, дороги. Так что не до репатриантов им. Даже если речь идёт всего лишь об упрощённой системе получения гражданства нашими зарубежными соотечественниками по соответствующей госпрограмме.
Подмена понятий
В новый закон пришлось внести массу пояснений, потому что до сих пор по программе переселения соотечественников 2/3 «переселенцев» составляли таджики и узбеки. Та же самая ситуация наблюдалась и с программой носителей русского языка. В новом законе о репатриации понятие «соотечественник» подразумевает всех тех, кто исторически проживал на территории нашей страны, а также имеет к России непосредственное отношение, в том числе по линии предков.
Если изъясняться на языке цифр, то по самым приблизительным подсчётам речь идёт о 30 миллионах соотечественниках, находящихся за рубежом. И это без учёта прибывших двух миллионов нынешних крымчан, а также 2,5 миллионов жителей, приехавших из вновь присоединенных территорий Украины. По крайней мере по новому закону им будет легче обустроиться в России.
Кстати, своей очереди ждет закон миграционной амнистии для граждан Украины. В то время как киргизам и узбекам её объявляли дважды. Просто президенты договорились между собой. Также как президент Молдовы Додон сумел добиться такого послабления для граждан своей страны в переговорах с Путиным. Понятно, что за российских соотечественников, находящихся за рубежом, вряд ли кто-то будет радеть. Скорее их станут всячески притеснять вплоть до выдворения из страны.
Вас здесь не ждали
Гонения на русскоязычных людей начались сразу после распада СССР. Что вполне закономерно: не они уехали из государства, а это государство бросило их на произвол судьбы. В то время как вновь образовавшиеся страны из бывших советских республик бросились самоопределяться и развивать национальное самосознание. И ущемление в правах россиян со временем только усиливалось. Ведь это именно они оказались виновными в притеснениях братских народов во времена существования СССР. А сейчас они виноваты в снижении уровня жизни местного населения, которое после 1991 года явно стало жить хуже.
Тем не менее миф о притеснении народов бывших советских республик времён СССР постоянно поддерживается. И перебрасывается эта тема как раз на русское население, живущее по соседству. Конечно, необходимо добиваться адекватного отношения к русскоязычным в странах ближнего зарубежья. Точно также как уважения к русскому языку.
Теперь для зарубежных россиян появился выход: они могут вернуться на родину по упрощенной схеме, а не ждать гражданства годами. Причём заявление на участие в госпрограмме по репатриации они могут подать, находясь за пределами РФ.
В качестве поддержки предусмотрена компенсация оплаты госпошлины на оформление документов, консульского сбора и расходов за оформление визы. К тому же статус участника программы позволяет по приезде в РФ тут же оформить заявление на получение российского гражданства.
Кроме того, до 1 июля 2024 года Владимир Путин распорядился предусмотреть возможные меры для принятия репатриантов в случае их незаконной депортации. И первые звоночки из Латвии уже прозвучали. Там намерены выдворить около полутора тысяч русскоязычного населения. В перспективе число депортированных может вырасти до нескольких тысяч за счёт других государств Прибалтики, Финляндии и Молдовы. Именно поэтому так называемую «гуманитарную карту» надо создавать заранее.
Как работает программа репатриации
Сразу стоит упомянуть, что программа распространяется на соотечественников, оказавшихся за рубежом до 24 февраля 2022 года. При этом под неё попадают граждане бывшей Российской империи, а также бывшего СССР. В качестве места своего проживания репатриант может выбрать любой субъект РФ. Вдобавок он будет освобожден от таможенной пошлины на ввоз своего имущества.
Приоритетными считаются удалённые регионы Сибири, Урала и Дальнего Востока, у каждого из которых существует своя система поддержки, начиная с подъёмных и жилищных сертификатов до ежемесячного пособия по безработице, бесплатной земли и дальневосточной ипотеки до 2 %. Процедура оформления российского гражданства займёт около трёх месяцев со дня подачи заявления в МВД.
Помимо документов потребуется подтверждение знания российской истории и русского языка, а также основ законодательства нашей страны. При этом программа предполагает определённые условия. Выбрав регион своего проживания, вы обязаны не покидать его в течение трёх лет. Иначе вам придётся вернуть средства по мерам поддержки.
Босые соотечественники против упакованных мигрантов или кое-что о коррупции чиновников
Ни для кого не секрет, что мигранты оказались в начале очереди за российским гражданством. В то время как российские переселенцы продолжают добиваться его годами. К чему это привело мы все прекрасно знаем. Коррупция налицо. Но ведь она продолжает процветать и распространяться в том числе на вступивший в силу закон о репатриации. Вдобавок у нас продолжает действовать порочная система паспортно-регистрационного контроля.
А именно права переселенцев определяются по принципу собственности. Скажем, ребёнка не возьмут в детсад, если вы живёте на съемной квартире. Подобные изъяны социальной сферы надо срочно исправлять, иначе дефицит врачей, педагогов и других востребованных профессий так и будет расти. В то время как переезд русскоязычного населения действительно способен повысить наш интеллектуальный потенциал.
Не секрет, что среди русских полно грамотных, хорошо образованных и профессионально подкованных специалистов. Осталось лишь облегчить им переезд в РФ и ослабить узы коррупции. При этом валить все миграционные проблемы на ведомства МВД в корне неверно. Наверняка понадобится некое подобие прежней ФМС, которое будет заниматься приёмом и адаптацией прибывших в нашу страну. Несомненно, не стоит совмещать функции силового ведомства в миграционном вопросе с не менее важной гуманитарной составляющей.
Между тем пока решаются вопросы наверху, чиновники на местах продолжают бесчинствовать, вымогая взятки. Поэтому безвизовые трудовые мигранты вовсю продолжают пользоваться госпрограммой по переселению соотечественников. Видимо низшее звено миграционных органов не в курсе разворота программы в сторону русского мира.
А тем временем русскоязычных, прибывающих из стран зарубежья, становится всё меньше. И всё чаще им на смену приходят легализованные гастарбайтеры. Российские переселенцы как правило оказываются предоставлены сами себе, в то время как мигранты опираются на помощь своих диаспор.
Остаётся добавить, что Россия, наконец, созрела для создания условий иностранным переселенцам. Наша страна с удовольствием примет квалифицированных иностранных специалистов и их семьи, которые готовы разделить наши взгляды и ценности.
А что думаете вы, дорогие читатели, по поводу переселения соотечественников из-за рубежа? Насколько реально разыграть русскую карту и что может предложить Россия новым переселенцам?
Читайте также:
Проблема получения российского гражданства у русских (и отсутствие проблем получения оного же у мигрантов из ближнего востока) – большая проблема. Надо решать её как можно скорее, каждые рабочие руки на вес золота.
В данном случае речь идет не столько о рабочих руках, сколько об умах, потому что русские люди как правило образованы и обладают немалым творческим потенциалом. И об этом известно всему миру, который качает мозги как раз из России
Только те кто уехали они не хомяки, их подачками и кормом не заманишь обратно.
Отличный закон, только хотелось, чтобы он работал ровно наоборот. ))
Вы очень правильно поднимаете вопрос неадекватности законодательства РФ о переселении соотечественников нынешней этнодемографической ситуации в России. Коррупция, конечно, налицо, чиновники продолжают вымогать с иммигрантов взятки – поэтому люди из кишлаков Средней Азии по-прежнему находятся «в начале очереди за российским гражданством»: ведь собственно русским/русскоязычным соотечественникам кощунственным представляется давать взятки за то, чтобы вернуться на свою историческую Родину. Организации диаспор из республик бывшего СССР это обычно не смущает, более того: для них это, как известно, прибыльный бизнес.
– Но корни проблемы здесь в другом. К сожалению, несмотря на различные обновления, законодательство РФ в данной сфере и в 2024-м продолжает оставаться по сути дела запретительным для русских и других автохтонных для РФ этносов, желающих переехать на ПМЖ в Россию и получить рос-гражданство из так называемого дальнего зарубежья, но наоборот, формирует режим всё большего благоприятствования для выходцев, прежде всего, из азиатских республик бывшего СССР.
Дело в том, что первым для получения рос-гражданства необходимо предварительно отказаться от имеющегося гражданства страны дальнего зарубежья. Очевидно, что желающих добровольно стать апатридами, т.е. лицами вообще без какого-либо гражданства в принципе не может быть много (как правило, их не трудоустраивают в РФ – пока они годами ждут заветное рос-гражданство и паспорт). Это тяжёлое испытание (представьте свою семью на их месте), потому их, как вы пишите, и «становится всё меньше».
Для граждан стран СНГ ситуация кардинально другая. Для их трудоустройства в РФ не просто не требуется отказ от имеющегося гражданства, их переселение в РФ (необязательно для работы), как известно, всячески поощряется государством и бизнесом. Безвизовый въезд в РФ (почему-то даже для граждан стран, не входящих в ЕАЭС) позволяет им без ограничений перемещаться в поисках лучшего заработка по всей территории РФ. Более того, непонятно зачем, но РФ разрешила обучение в рос-школах детей иммигрантов из стран СНГ и оплачивает его из госбюджета (по 100 тысяч рублей в год на 1 школьника), также для иммигрантов (не только гастарбайтеров) из СНГ бесплатно медицинское гос-обслуживание РФ (по 42 тысячи рублей на человека ежегодно) и другие бонусы.
Поэтому просто для выравнивания условий: не нужно требовать от соотечественников из дальнего зарубежья отказа заранее от гражданства другой страны до получения рос-паспорта (а может быть и вообще этого не требовать), а также отменить безвизовое пребывание в России для выходцев из СНГ-стран, из которых идёт основной иммиграционный приток в РФ, чрезмерное масштабирование которого всего за пару лет превратило демографическую проблему РФ в этнодемографическую.
Очень сложно оценивать количество иммигрантов, проживающих на территории РФ (явное большинство иммигрантов из СНГ предпочитают никак не регистрироваться), но расходы бюджета РФ на них, судя по всему, уже измеряются триллионами рублей в год, начиная с 2022-го (в разы, кстати, превышая поступления от продажи патентов СНГ-гастарбайтерам, желающим работать в РФ официально). Именно такая политика РФ по наибольшему благоприятствованию более, чем 16 млн. СНГ-иммигрантам (по оценке Следственного комитета РФ в 2024-м) и влечёт их многомиллионный приток, стремительно меняя этнодемографическую ситуацию в стране. А также негативно влияя на уровень доходов автохтонного населения РФ (выбивая его с рынка труда), тормозя этим избытком относительно дешёвой раб-силы внедрение технических инноваций в производство.
– Давайте также скорректируем в вашей статье: «… взятки. Поэтому безвизовые трудовые мигранты вовсю продолжают пользоваться госпрограммой по переселению соотечественников.». Разве не очевидно, что затраты диаспор на взятки чиновникам скорее слегка притормаживают колоссального масштаба поток иммиграционного цунами в РФ, разрушительный и для экономики, и для рос-цивилизации как таковой? Как говорится – «нет худа без добра».
А госпрограмму по переселению соотечественников иммигранты из азия-регионов бывшего СССР используют для получения гражданства РФ потому, что это прямо разрешено/предусмотрено условиями данной программы. Просто ранее по ней из стран бывшего СССР ехали в Россию преимущественно русские и представители иных автохтонных рос-этносов, а их прежнее жильё и раб-места занимали коренные для этих стран национальности. Но уже ряд лет как поток русских/русскоязычных из СНГ-стран почти иссяк, вместо них активно-интенсивно потянулись в РФ представители автохтонных для других стран СНГ этносов (переживающих бэби-бум), что, собственно, и породило современную этнодемографическую проблему для РФ (наряду с совсем недостаточным, «для галочки», стимулированием рождаемости в самой России). Предоставление представителям титульных этносов азиатских стран СНГ паспортов РФ происходит весьма масштабно (многие сотни тысяч ежегодно, начиная с 2022 года), что быстро и серьёзно меняет религиозно-этнический состав населения РФ.
– Это можно, естественно, эффективно регулировать – достаточно в законе о переселении соотечественников скорректировать само их определение: относить к соотечественниками представителей только тех народов, для которых рос-федерация является исторической родиной, исключив из их числа представителей тех этносов бывшего СССР, которые ныне имеют своё титульное государство – член ООН. Но проблема здесь в том, что власти РФ, похоже, до сих пор верят в некую якобы единую историческую общность – (пост)советский народ, несмотря на то, что СССР уже давно распался, да и в советское время эта общность (де-юре прописанная в «брежневской» конституции) в действительности никогда не была сформирована (о чём наглядно свидетельствует сам распад СССР). И тем более абсурдно вести речь о её существовании теперь, но…
– Надо побуждать рос-руководство к отказу от заблуждений и исправлению ошибок: ведь слишком уж они значимы. Помимо законодательной корректировки определения «соотечественники», также весьма важен и целесообразен отказ от безвиза в отношении некоторых стран СНГ. Конечно, безвиз должен сохраняться между странами ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) – для поддержания единого таможенного пространства между ними, для сохранения ЕАЭС. Но почему/зачем сохранять такой режим в отношении тех государств, которые не входят в состав ЕАЭС? Разве это отвечает интересам России в ситуации явно избыточного иммигрант-потока?
Введение визового режима в отношении не входящих в ЕАЭС Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана позволит учесть подавляющее большинство иммигрантов, прибывающих в РФ именно из этих трёх стран, и создаст возможность для регулирования их количества (что в принципе невозможно при безвизе, когда по внутреннему паспорту данных государств можно купить билет и свободно приехать/прилететь хоть в Москву, хоть во Владивосток).
Вот в таком дискурсе писать про рос-законодательство о переселении соотечественников важно как можно активнее, если вас действительно волнует проблема, мягко говоря, импортозамещения коренного населения РФ.