Вопрос далеко не праздный, потому что статистические данные российского рынка игрушек совсем не радуют: по оценкам экспертов, на отечественного производителя приходится лишь четверть всего объёма производства. А могли бы обеспечивать 80 % «детских» запросов, по крайней мере так утверждает комитет Совфеда по науке, образованию и культуре. Более того, к процессу готово подключиться государство в виде соцподдержки отрасли.
Можно сказать, что наконец-то пришло понимание того, что детские игрушки далеко не безобидная и праздная забава. Это и средство воспитания, и своего рода система ценностей и идеология, наконец, которая закладывается с самого детства. К тому же важно, чтобы ребёнок находился в контексте той культуры, в которой растёт и к которой имеет непосредственное отношение.
Во всяком случае обновление мира игрушек с попеременным успехом мы уже не раз переживали. Сегодня настал очередной момент. Напомню, что самый большой игрушечный «слом» пришёлся на годы после революции 1917 года, когда шёл отказ от всего, что так или иначе напоминало собственное прошлое. А стоило ли действовать столь радикально?
А что было до революции?
Обратимся к ассортименту игрушек по прейскуранту 1914 года, который можно сегодня найти разве что в московском «Кустарном музее». А в те дореволюционные годы на игрушечное производство работали в основном артели и мастерские, чья продукция продавалась прямо со склада. Тем не менее отрасль процветала и удовлетворялись самые разнообразные запросы.
Оказывается, в ходу были не только игрушки сами по себе, но и целые наборы в виде хозяйств и селений. Например, детально было представлено общество того времени, начиная с царевича и боярина, и, заканчивая горожанами, крестьянами, купцами и военными.
Были распространены куклы в русских национальных костюмах, этнографические игрушки всевозможных народов и народностей, а также исторические персонажи — от рыцарей и воинств до поселений и улиц прошлых веков. Можно было, например, купить улицу городка 16 столетия со всеми строениями, атрибутами и обитателями.
При этом во всех деталях был представлен разнообразный животный мир, по которому можно было изучать фауну нашей планеты.
Отдельный пласт составляли герои русских сказок со всеми прочими «действующими лицами». Большой популярностью также пользовались скульптурные группы и отдельные фигурки, созданные по мотивам русских былин и басен. Что ещё? Конечно же, жестяные игрушки в виде трамваев, поездов, пароходов, мельниц и аэростатов.
Не обошлось и без бытовой утвари, фарфоровой посуды и канцтоваров. Наконец, имелись поистине художественные образцы в виде фарфоровых поделок и расписных деревянных матрёшек. Ко всему этому многообразию остаётся добавить всевозможные кукольные наборы и игры.
Вдобавок можно сделать акцент на образовательной, воспитательной и художественной ценности дореволюционных игрушек, от которых отказались по идеологическим соображениям. В итоге не столько приобрели сколько потеряли.
Скудный кукольный мир СССР
Можно сколь угодно ругать ассортимент товаров советского периода за отсутствие выбора и разнообразия. Детские игрушки в этом ряду не были исключением. Тем не менее сегодня объявлена настоящая охота на игрушечные изделия производства СССР, цены на отдельные экземпляры которых доходят до сотни тысяч и выше. Получается, есть в них что-то такое особенное, за что стоит их ценить?
Если взять за точку отсчёта 20-е годы прошлого столетия, то говорить о разнообразии игрушечного ассортимента не приходится в первую очередь из-за слабой экономики, которая не давала и шагу ступить. Зато акцент был сделан на другом — на идеологии. Так куколки с фарфоровыми личиками уступили место марлевым молочницам и санитаркам, пожарным и почтальонам, которых выпускали всё те же артели.
Затем появились красноармейцы, матросы и пионеры, а уже в 30-е годы кукольное производство приобрело промышленные масштабы. Постепенно стали внедряться новые материалы — дерево и металлы, ткани и смолы, резина и пластмасса. А вместе с этим расширялся и ассортимент. Так в 50-е годы появились конструкторы и машинки, куклы и пупсы, герои народных сказок и сборные домики.
В 60-70-х годах куклы приобрели эластичность и подвижность: теперь их можно было уже одевать в сшитые собственными руками наряды. Вдобавок в космическую эпоху стала развиваться военная тема: ассортимент пополнился пистолетами и автоматами, чапаевскими шашками и прочей военной техникой.
С другой стороны, улучшение технологии постепенно повлекло за собой массовую штамповку продукции и сужение её ассортимента. Например, игрушки на прилавках Калининграда мало чем отличались от тех, что продавались во Владивостоке. Но всё-таки были отдельные малодоступные экземпляры, о которых мечтал каждый советский ребёнок.
Игрушки из области мечты
Конечно же, пределом мечты был педальный автомобиль. Не меньшей популярностью пользовался, например, водолаз со специальным шлангом, которого можно было погружать в ванну и осуществлять его всплытие при помощи специальной воронки. Достаточно было в неё просто подуть.
А затем появились приставки, в том числе аналог японской «Денди» от завода Экситон («Экси-Видео-02»). При этом советская система не утратила свой воспитательный момент и продолжала делать акцент на настольных играх. В этой связи нельзя не упомянуть легендарный настольный хоккей и «Набор архитектора», позволявший собирать целые строения. Не меньшей популярностью пользовалась различная управляемая радиотехника в виде роботов и луноходов, а также различных машинок.
Так незаметно времена оттепели подвели мир игрушек к той самой черте, за которой манил к себе красочный мир запретного Запада, обладателя ярких и многофункциональных игрушек. Постепенно в детском обиходе стали появляться игрушки «оттуда» даже вопреки идейной направленности страны.
Первопроходцами стали изделия из европейских соцстран. Особым спросом пользовались кораблики, самолётики и железная дорога из ГДР. А уже в 90-е мир игрушек изменился кардинально. Причём вместе со всемирно известными «Трансформерами» на российский рынок хлынул поток американских комиксов и мультиков типа «Утиных историй», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Ловцы привидений» и прочих.
Так появился пиратский рынок игр и видеопродукции. Производители оригинальных экземпляров попробовали бойкотировать российских потребителей, но, как это вышло с теми же нынешними санкциями, россияне наладили пути поставок параллельного импорта. Вот только собственное лицо российского кукольного мира незаметно оказалось затёртым. Не говоря уже об утрате идеологии и воспитательной составляющей.
Впрочем, процесс этот тянется до сих пор и даже сегодня мало кто сможет определить ту идеологию, с которой сверяется наша страна. Она всё ещё вырабатывается.
Барби против Чебурашки
Кто не был знаком с настоящим бумом вокруг кукол Барби, на которых выросло не одно поколение наших детей? Правда мало кто тогда задумывался над тем, что же скрывалось за образом длинноногой красотки и чьи запросы она выполняла.
А теперь предлагаю вспомнить ту шкалу ценностей, которую положили в основу своей жизни наши модельки и светские львицы, ещё вчера вещавшие с телеэкранов о своей завидной доле. Оказалось, что их «жизненная установка» укладывается в несколько нехитрых действий.
Достаточно «сделать» из себя красотку, найти богатенького буратино, который сможет её обеспечивать, потом желательно выйти за него замуж и родить ему ребёнка, который в случае развода может стать неплохим источником дохода. Вот такой простой и доступный сценарий, ради которого стоит использовать свою внешность и молодость и за их счёт устроить своё благополучие. Вот и вся «жизненная» составляющая куклы Барби.
А теперь вспомните тот ажиотаж, который вызвал фильм «Чебурашка». Критика была самой разной, но при этом посещаемость оказалась рекордной, а разгадка довольно простой. Во-первых, это фильм из разряда «для всех», потому что он о взаимоотношениях отцов и детей, проблеме, которая волновала практически всех во все времена. Более того, лента «Чебурашка» про то, что главная ценность в этой жизни — это семья.
Неудивительно, что талантливый и жизненный фильм породил такой спрос на игрушку Чебурашка, которую не преминули тут же выпустить и которая исчезла со складов в рекордные сроки. В свою очередь проступили проблемы, которые вызвал невиданный спрос на Чебурашку. Например, появились контрафакты на Ozon и Wildberries, а Роскачество наконец задумалось об экспертизе, причём не только по поводу качества игрушки, но и наличия сертификатов соответствия на неё.
Пример Чебурашки хотя и единичный, но обнадёживающий. При этом стоит учесть тот факт, что на игрушечном рынке каждый год появляется около 20-30 % новой продукции. Понятно, что российским производителям тягаться с лидерами глобального рынка очень сложно. Впрочем, стоит подумать о том, в чём же может оказаться сильная сторона отечественных игроков на арене игрушек?
Наверное, в первую очередь стоит обратить внимание на общественный и культурный контекст собственной страны: игрушка должна стать средством воспитания и социализации, передачи ценностей и смыслов. Помимо инноваций, за которыми так гонятся производители развлекательного контента, можно обратиться к тем жизненным ситуациям, в которые дети вовлечены тем или иным образом.
Безусловно, ребёнок должен ощущать связь поколений и не чувствовать себя обделённым на фоне своих бабушек и дедушек. Наконец, существуют игры, в которые можно играть вместе с близкими взрослыми. И здесь важны способы общения и формы поведения, через которые идёт обмен мнениями и эмоциями. В конце концов процесс обучения может происходить не только в школе, но и дома через игру. И тогда может быть ребёнок перестанет бесконечно общаться с айфоном.
Остаётся добавить, что российские производители игр по-моему выбрали правильное направление. В последнее время взят курс на настольные игры, которые серийно создают отечественные авторы. Что примечательно, помимо фэнтезийных мотивов в них присутствует отечественный исторический контекст. Например, как в стратегии «Индустрия», где можно выступить в роли промышленника России конца 19 столетия. Или в роли боярина в игре «Иван Грозный: Первый царь».
А может стоит наконец обратиться за свежими идеями к дореволюционным играм, где есть чему поучиться и на что посмотреть?
Дорогие читатели, а что думаете вы по поводу нашей индустрии детских игрушек, способна ли она возродиться и составить конкуренцию мировым брендам?
Читайте также: