В прошлом году в России окончательно исчезла сеть некогда популярной “Карусели” — закрылся последний магазин. Когда у руководства X5 Group, которой собственно и принадлежала сеть, спросили, почему решили избавиться от “Карусели” и нельзя ли было эти магазины сохранить, там ответили, что народ стал покупать по-новому.
Покупки онлайн и “магазины у дома”
Особенно это стало заметно во время эпидемии коронавируса — тогда стали покупать онлайн. Продолжается это до сих пор. “Покупатели лучше дождутся курьера, чем пойдут в магазин. Сформировалась уже определенная привычка”, — отметил глава ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Как считают эксперты, такие большие точки торговли могут исчезнуть не только из-за онлайн-продаж. А в первую очередь из-за того, что люди стали чаще предпочитать небольшие магазины “у дома” гигантским моллам. Причём эта тенденция наблюдается не со вчерашнего дня, о ней заговорили ещё 10 лет назад.
Дело в том, что тогда произошло падение курса рубля, и потребители стали искать, где ещё можно покупать продукты, кроме супермаркетов. И тут они с удивлением поняли, что цены в магазинах у дома зачастую ниже, чем в том же “Ашане” и многие стали закупаться там. Также эксперты говорят о том, что во всем мире прослеживается такой тренд — на уменьшение торговых площадей.
Если раньше строили огромные моллы площадью по 20 тысяч “квадратов”, то теперь это не актуально и магазины стали по 5-6 тысяч квадратных метров. Кроме того, не стоит забывать о логистике, уверены эксперты. Ведь огромный торговый центр сложно построить в центре города — просто места не найти. И приходится хозяевам таких моллов строить их где-нибудь на отшибе — а это не очень удобно современным покупателям.
Экономия на всем
Ещё о чем надо помнить: из России ушли десятки, если не сотни, иностранных брендов. Из-за этого сетевые магазины потеряли миллиарды рублей. Соизмеримые деньги иностранцы тратили и на рекламу своей продукции. Наши же производители не могут к сожалению похвастаться таким бюджетом. Рекламируя какой-нибудь горошек типа “Бондюэль” иностранные бренды “автоматом” притягивали тысячи покупателей, и они шли в российские сетевые магазины.
Из-за финансовых потерь, связанных с уходом многих брендов, российский ритейл вынужден экономить буквально на всем. Замечали, что вроде бы в очередной “Пятерочке” сделали ремонт, а оборудование старое? Раньше такие “Пятерочки” тратили умопомрачительные деньги на ремонт, теперь же приходится “прижать хвост”. Непотребщина в сетевых магазинах, когда и стеллажи, и холодильники, и кофемашины старые, тоже отталкивают покупателей.
Кроме того, из-за того, что иностранные бренды фактически остановили свою рекламную компанию, российские менеджеры вынуждены работать. Раньше же, они практически ничего не делали, а только согласовывали рекламные акции для привлечения покупателей. Сейчас им приходится придумывать, как привлечь покупателей самим.
Собственные торговые марки и квазибренды
Ещё раз повторюсь: у наших ритейлеров таких денег на проведение рекламных акций, какие тратили иностранцы, просто нет. Вот и рекламируют они какие-то товары, которые продаются в их сети под собственной торговой маркой (СТМ), особенно много такой рекламы стало по телевизору, вы заметили? Нередко они выдвигают производителю ультиматум — вы выпустите определенную продукцию под нашей СТМ, а мы будем его рекламировать. Типа будем с вами сотрудничать только на таких условиях.
Судя по исследованиям, около 70% покупателей заметили, что ассортимент магазинов довольно сильно оскудел. Также в наше время очень часто можно наблюдать появление так называемых “квазибрендов”. Это когда знакомый нам много лет товар выпускается под другим названием — например, не “Ariel”, а “Ариель” или какая-нибудь “Добрая кола”. Магазины относятся к этому как к временному явлению, поэтому тратить деньги на них не хотят. И даже больше — практически никто не контролирует качество такой продукции.
Торговые сети “рухнут” сами по себе?
Если продукты мы производим по большому счёту сами, да и то это утверждение спорное, то с непродовольственными товарами всё очень печально. С рынка России ушли бренды-лидеры, которые производили качественные автомобили, электронику. Да даже одежду и обувь. Такие магазины непременно начнут увольнять сотрудников, а поддерживать цены на прежнем уровне у них не получится и никакой “параллельный” импорт тут не спасет.
Скоро наверное как в 90-годы прошлого века будут завозить условные “Abibas” и другие подделки. Да это уже происходит и сейчас — рынок полон одежды и обуви из Китая, Турции и других стран. Обещают ещё завести к нам ширпотреб из Северной Кореи. Даже джинсы, сшитые там, хотя самим северокорейцам джинсы носить категорически запрещено.
Сети “Лента” и “О’Кей” показали за прошлый год просто ужасающую отчётность. И она оказалась таковой в первую очередь из-за их очень немаленьких торговых площадей. А из-за покупок онлайн у них можно сказать нет подходящего ассортимента — товары или слишком дороги, или низкого качества. Поэтому эксперты говорят, что на дно пойдут скорее всего в первую очередь они.
Так что скоро ждем в России появления огромных ангаров-торговых площадей, которые будут пустовать. И ведь сетевики не смогут их продать или сдать в аренду, потому что будут никому они не нужны. Как всегда пишите ваше мнение в комментариях.
Читайте также: