Музыкальное образование в нашей стране ещё с советских времён считалось показателем интеллигентности и тонкой душевной организации. Поэтому привить своим чадам любовь к музыке старался чуть ли не каждый родитель. По крайней мере музыка была из разряда тех практически бесплатных благ, которыми мог воспользоваться любой советский гражданин.
Имелось, правда, одно «но». Требовались определённые способности, без которых занятие музыкой могло превратиться в настоящую пытку. А тем временем профессиональное музыкальное образование давалось в нашей стране по давно разработанной схеме: музыкальная школа — училище — консерватория. Можно сказать, что оно было фундаментальным, но страдало другой особенностью.
Найти подходящее место работы было ой как не просто: число выпускников музыкальных заведений явно превышало количество рабочих мест. Каждый год из стен специальных музыкальных ВУЗов выходила целая армия самых разномастных специалистов, в которых страна в таком количестве может быть и не нуждалась.
Я уже затрагивала тему музыкального обучения, на которую живо отреагировали наши читатели («Что там в стенах консерватории: секреты поступления и обучения»).
Мне бы хотелось обратиться к некоторым комментариям наших читателей, потому что они с одной стороны отражают наш подход к музыкальному образованию, с другой стороны, дают ему оценку с точки зрения профессионализма и практического значения.
Соло читателей под аккомпанемент автора
Музыкальное образование в стенах профессиональных учебных заведений в России стали давать в консерваториях ещё в середине 19 века. В 1862-м усилиями Российского музыкального общества была открыта Петербургская консерватория, а следом за ней в 1866-м году Московская, которая носит сегодня имя Чайковского.
Таким образом традиции композиторской и исполнительской школы сложились давние и заслуживают всяческого внимания и почитания.
Тем не менее попробуем пройтись по основным проблемным местам отечественного музыкального образования с помощью наших читателей и попробуем сравнить его с тем же американским. Начнём с комментария.
Итак первое. В Америке практически нет музыкальных школ. Музыкальные классы и соответствующая подготовка к будущей музыкальной профессии проходит в обычной школе. И родителям не приходится мотаться с детьми из общеобразовательной школы в музыкалку. Если музыкальные предметы «не очень», меняют школу.
Второе. Есть небольшое число консерваторий и это элитные музыкальные учебные заведения. «Обычное» обучение проходит на музыкальных кафедрах американских универов.
Третье. Обучение для всех платное. Подавляющее число студентов берут кредиты, которые выплачивают годами. Поэтому американцу представить, что для получения высшего образования надо после училища добавить ещё пять лет консерватории – это взрыв мозга. Подавляющее большинство, получая высшее образование, ограничиваются бакалавриатом.
Музыканты высшего уровня, как правило на гранты приглашаются именитыми профессорами и музыкантами. И тогда уже не они платят за обучение, а получают ежемесячный грант в размере окало тысячи долларов. И, что характерно, больше сольфеджио, да и другие музыкальные предметы в курс «повышения квалификации» не входят. Не распыляясь таланты совершенствуют только свой инструмент, готовятся и участвуют в конкурсах, делают свою музыкальную карьеру.
Печальная новость для тех, кто до сих пор считает, что советские школы – скрипичная, фортепианная и др. лучшие. К сожалению, обходятся и успешно без нас. В конце восьмидесятых, начале девяностых огромное число наших музыкантов рвануло за рубеж. Девять из десяти вернулись, не выдержав конкуренции.
Далее. Америка не готовит такого количества музыкантов как у нас. Куда их потом девать? Зато те, кто готовит себя к музыке как к профессии, учатся, вкалывают до седьмого пота. Именно поэтому, их подготовка в бакалавриате вполне себе превосходит нашу.
И вишенка на торте. В Америке нет «Дырхыра» – дирижсрско-хоровых узких специализаций. В Америке готовят Дирижеров Вообще. Они владеют умением работать и с хором, и с духовым оркестром, и с оркестрами иных форм и в других количествах. И конечно же, венец обучения – это симфоническое дирижирование. Вот только за год во всех музыкальных учебных заведениях выпускается считаное, единичное число будущих дирижеров.
Вот как-то так.
михаил ярмаркович, читатель Хакнем
Аккомпанемент автора
Пожалуй, ключевая фраза в этом подробном обзоре — Америка не готовит такого количества музыкантов как у нас. Действительно, там всё просчитано от начала до конца: ничего лишнего, наоборот весь учебный процесс построен на рациональности. При этом заметны значительные расхождения в программах: российских и американских ВУЗов. Собственно, даже среди российских заведений нет единообразия: сказываются местные традиции, профиль, специфика и уровень подготовки в различных высших заведениях.
Не секрет, что сама Америка представляет собой некий эксперимент. Поэтому музыкальное образование в США вобрало в себя наиболее привлекательные для неё стороны подобных систем подготовки музыкантов в той же Европе и России.
Единственное, что настораживает, так это доля самостоятельного участия в образовательном процессе. Нет музыкальных школ, а есть только классы в обычной школе. Для среднего уровня этого может быть достаточно, но как быть если ребёнок одарённый и требует повышенного внимания? Значит придётся прибегнуть к частным урокам. Точно такая же картина складывается и с летними курсами, на которых готовят к поступлению в американские музыкальные ВУЗы.
А это дополнительные расходы к тем, что предстоит заплатить за учёбу — от 10 до 60 000 долларов в год. Рассчитывать на стипендию и гранты можно лишь в исключительных случаях. Иными словами, тщательный отбор талантов идёт уже на стадии поступления в высшее музыкальное заведения. При этом выбор ВУЗа должен быть целенаправленным, потому что каждый из них специализируется на определённом направлении, будь то классическая музыка или джаз, регги и хип-хоп.
Вдобавок у каждого из заведений существует определённый статус. Например, степень бакалавра и магистра можно получить в любой консерватории, в то время как звание доктора только в университетах.
Не стоит забывать, что музыкальное образование в Америке — это целая индустрия, в которую после получения образования должны влиться выпускники ВУЗов. При этом они должны обладать не только творческими, но и коммерческими навыками.
Наконец, надо учитывать факт исключительности американцев, о которой они не устают сообщать всему миру. У них лучшие ВУЗы, лучшая система образования, лучшие музыканты. Другие музыкальные школы они просто не воспринимают. Поэтому можно говорить не столько об уровне образования сколько о его специфике. Американцы живут прежде всего для себя и демонстрируют это остальной части планеты.
Это надо принять и учесть особенно тем, кто решил после российского музыкального ВУЗа продолжить свою карьеру в США. Будет сложно, придётся перестраиваться, а то и переучиваться. Таковы условия, которые диктует страна под названием Америка.
Эту мысль лучше всего продолжил в своём комментарии другой наш читатель.
Немного не так. Не в конкуренции дело, а в том, что на Западе очень сильно ставят препоны для мигрантов в определенных областях деятельности, защищая свои, так сказать, национальные кадры. Ну не признают они наши дипломы. Знаю из первых рук – один пианист высокого уровня (уехал в США, преподаёт там), другой скрипач (в Испанию, долго играл там в оркестре, затем организовал собственный ансамбль), третья врач-офтальмолог (США).
Все трое «закрепились», но какие препоны им пришлось преодолеть это отдельная песня. Причём то, что они рассказывали иначе как театром абсурда не назовешь)))). Просто наши, когда туда массово рванули, с этим столкнулись и, как Вы справедливо заметили, многие вернулись назад, так как были не готовы опять идти и учиться, чтобы подтвердить свою квалификацию.
P.S. Все, что я сказал выше не относится к музыкантам мирового уровня, играющих на лучших площадках мира. Это отдельная «категория» у них, понятное дело, всё в порядке))).
О музыке и не только., читатель Хакнем
Аккомпанемент автора
Безусловно, мы со своей культурой и подходом к музыке были и остаёмся для Запада чужими. Там могут оценить талант и незаурядность, но занять своё место в чужой системе ценностей из русских музыкантов удалось считанным единицам. Да и те вряд ли чувствовали себя в своей тарелке. Впрочем, многое объясняет следующие подробности образования и карьеры от нашего читателя Михаила.
Моя главная консерватория – ансамбль очень весёлой песни и очень весёлой пляски МО ПВО. Работал с вокалистами, пел в хоре и последний год как барабанщик в оркестре. Получил первую категорию как аранжировщик.
Затем был Институт культуры, Академия МВД и медицинское училище.Я – полковник милиции в отставке. Параллельно с милицейской работой вёл 15 лет самодеятельный коллектив, который имел звание Народный.Поэтому, когда у моих сыновей оказался музыкальный слух в отсутствии, я сказал: «Спасибо тебе, Господи! А то я знаю – начнётся с музыки, закончится милицией».
михаил ярмаркович, читатель Хакнем
Аккомпанемент автора
Ну что тут скажешь. Типичный путь музыканта-исполнителя, который осваивал смежные специальности, пока не вышел на уровень руководителя ансамбля. Несмотря на профессиональное образование Михаил выбрал область самодеятельности, а карьеру сделал в органах милиции.
Бывает и так, что музыка выступает в роли хобби, пускай и профессионального. Вполне возможно, что талант оказался не настолько ярким, чтобы стать делом жизни. Но не всем же быть гениями, нужны и крепкие исполнители, которые несут культуру в массы.
Ещё раз о незавидной доле наших исполнителей на чужбине
Теперь о признании и непризнании наших дипломов. В каких-то сферах деятельности безусловно да, не буду перечислять. Но вот из вернувшихся музыкантов никто не упоминал проблем с дипломами. Решили, что с ними будет как с музыкантами- невозвращенцами в советские времена, когда наши показательно садились в лучшие оркестры и о каждом случае тогда трындели все «Голоса». Мы все тогда не понимали, что наших хватали, как горячие пирожки, чисто из политических соображений. По глупости, рванувшие за бугры, поделились на две категории.
Первые просто явочным порядком приходили, условно, в Бостонский симфонический оркестр, и со скрипкой в руках спрашивали за какой пульт им садиться. А те, кто начинал что-то понимать, искали варианты конкурсов на замещение вакантных мест и… с прискорбием узнавали, что конкуренты играют не только не хуже, но и лучше. И это касается классиков. А уж про эстрадников и наших джазистах и говорить нечего.
михаил ярмаркович, читатель Хакнем
Аккомпанемент автора
Казалось бы, как далеки такие понятия как музыка и геополитика. Тем не менее, судьба российских музыкантов в той же Америке обычно складывается достаточно однотипно. Эстрадные исполнители в лучшем случае находят работу в ресторанах, преимущественно русских. В то время как классические музыканты в идеале могут рассчитывать на работу в оркестре, коих в Америке предостаточно.
Несомненно, свою лепту в обустройстве отечественных музыкантов на Западе вносит конкуренция с местными исполнителями, у которых и прав больше, и опыта.
Подтверждение моей мысли прекрасно прокомментировал наш читатель, откликнувшийся на тему, заданную Михаилом.
Дело в том, что на западе, в частности в США, действительно не признают наших дипломов. Когда политика кончилась это проявилось во всей своей красе. Если тебя пригласили – да, создадут все условия и глаза на все закроют – им все до лампочки вдруг становится))).
Если приехал сам и тебя никто не знает, то устанешь трепыхаться, будь хоть семи пядей во лбу. Реальный пример. Выпускник аспирантуры (пианист) Нижегородской консерватории уехал в США (конец 90-х). Очень сильный музыкант, поверьте я могу оценить! Когда стал там устраиваться ему прямо сказали – нас твой диплом не интересует.
Получай наш бакалавриат, затем магистратуру, затем докторантуру и ради бога – любые двери для тебя открыты. Ну он и прошёл весь путь. Практически все, что нужно, сдавал досрочно (что не мудрено). Я когда его спросил, а чему ты там вообще учился? – он прямо ответил – а ничему. Чисто формально отбывал номер. Осваивал язык, нарабатывал педпрактику и два раза в год выдавал сольную программу. А уж что он рассказал про фортепианное образование в США – у нас волосы дыбом встали!!
Примерно также было с моим другом, скрипачом, который умудрился попасть в оркестр в Испании. Хотя его туда и пригласили по рекомендации (там вообще сложная история), и играет он великолепно, все равно поставили условие получить местный диплом. И получил, примерно также.
В США, и вообще в западных странах, своих квалифицированных специалистов защищают очень сильно, у них там просто драконовские законы на это счет. Это не мексиканцы или арабы какие-нибудь, которых на «чёрную» работу нанимают за дёшево, а дальше куда кривая американской или европейской мечты вывезет))).
О музыке и не только., читатель Хакнем
Ничего не бывает случайно
Выбирая профессию музыканта, надо быть готовым в любому повороту судьбы. Редко кому удаётся реализоваться в соответствии с уровнем полученного образования и собственными предпочтениями. Однако музыка даёт многое в плане общего развития и на фоне других сотрудников вы будете выглядеть более выигрышно за счёт дополнительных навыков и более широкого взгляда на жизнь.
Даже если после окончания музыкального ВУЗа вам не удалось устроится по профессии, след музыкального прошлого будет отчётливо виден: он поможет раскрыться вам как гармоничной натуре и послужит толчком к освоению новых профессиональных ориентиров. Примеров масса. Например, среди моих коллег есть успешные бухгалтеры, экономисты, работники СМИ, косметологи, дизайнеры и даже литераторы.
Ну, а если ваши запросы и ожидания сполна оправдались, и музыка стала неотъемлемой частью вашего существования, то вам можно лишь позавидовать. Как, например, вот этому нашему читателю, который пребывает в полной гармонии с делом своей жизни.
Лично я закончил музыкальное училище, а в институт культуры на исполнительский факультет (а там консерваторская программа) не стал поступать, поскольку решил, что нет смысла ещё 5 лет усиленно заниматься на фортепиано, если меня вполне устраивает аккомпанировать детскому коллективу, а работать в другом месте у меня нет желания. А чтобы аккомпанировать детскому коллективу – для этого высшее музыкальное образование не нужно.
portoprens2015@mail.ru, читатель Хакнем
Аккомпанемент автора
Бывает и такое — никаких тебе амбиций и желания приобщиться в лице Запада к мировому музыкальному сообществу. Важно здесь и сейчас, у себя на Родине, где могут по достоинству оценить даже самый скромный труд.
А что думаете вы, дорогие читатели, о нашей системе музыкального образования, о наших музыкантах и их месте в мировой культуре?
Читайте также: